Ви є тут

Необарочные тенденции в инструментальном творчестве петербургских композиторов 1960-1990-х годов

Автор: 
Шпагина Анна Юрьевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
1960
Кількість сторінок: 
224
Артикул:
172770
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение с. 3
Глава I. Сущность и эстетические критерии необарокко в музыке с. 10
XX века
§ 1. Истоки необарокко с. 10
§ 2. Особенности претворения барочной традиции в отечественной с. 22
музыке 1960- 1990-х годов
Глава II. Преломление форм барочного инструментализма в Петер- с. 45 бургской камерной музыке последней трети XX века
§ 1. Фортепианная музыка с. 45
§ 2. Камерная музыка для различных составов с. 69
Глава III. Специфика воссоздания симфонических барочных жанров с. 108 в творчестве современных петербургских авторов
§ 1. Модификация барочного концерта с. 108
§ 2. Деконструкция барочных форм в симфоническом творчестве со- с. 115 временников
Заключение с. 139
Синеок литературы с. 144
Приложение с. 158
3
Введение
Актуальность исследования. Изучение направлений композиторского творчества - одна из важнейших отраслей научного музыкознания. Особенности формирования художественных тенденций и анализ причин их возникновения на определенном этапе исторического развития являются предметом многих теоретических исследований.
В художественной практике XX столетия особое место занимает актуализация барочной поэтики. Воскрешение в современной культуре стилистики, бытовавшей в XVII - XVIII веках - значимый этап историкоэволюционного процесса развития музыки. Искусство барокко служит поис-тине неиссякаемым источником идей и порождающей моделью для творческих поисков в сфере композиции. Барокко, как время серьезных социально-политических и мировоззренческих потрясений, оказалось чрезвычайно созвучным нашему времени сложных общественных преобразований. В своем обращении к этому пласту композиторы, с одной стороны, преследуют важнейшую цель сохранения вечных ценностей и, с другой, стремятся к упорядочиванию хаотических настроений действительности посредством испытанных временем строгих форм. Первое находит свое выражение в избрании определенной тематики, второе - в использовании барочных жанров.
Преломление барочной стилистики в современных сочинениях является плодотворной почвой для исследований. Возрождение идей XVII -XVIII веков требует осмысления специфики претворения данного феномена в отечественном искусстве. Между тем характер, особенности и значение не-обарочных тенденций в музыке прошлого столетия не получили до настоящего времени должного внимания. Попытка рассмотрения этого явления в инструментальной музыке петербургских авторов последней трети XX века определяет актуальность работы.
Концентрация темы исследования на инструментальном творчестве петербургских композиторов обусловлена тем, что данная область представ-
21
Анализ исторической и культурной ситуации, сложившейся в первой половине XX столетня, наводит на цепь выводов, которые способствуют выявлению ряда процессов, послуживших актуализации барочных традиций в системе мышления и искусстве:
1. В качестве доминирующей причины выступает перелом-
ный характер обеих эпох, повлекший за собой перестройку типа мышления. Эта перемена - результат длительных эволюционных процессов в системе научного знания, когда процесс количественного накопления знаний повлек за собой их качественные изменения;
2. Социологическим фактором, сближающим обе эпохи, яв-
ляются последствия затяжных войн, породивших в сознании ощущение иллюзорности окружающего мира, потерю жизненных, мировоззренческих и нравственных ориентиров, характерных для предыдущих эпох относительной исторической стабилизации;
3. Неизбежным логическим следствием двух вышеназванных причин является пересмотр духовных ценностей. Прежние из них в процессе складывающейся новой историко-социологической ситуации теряют свой, казавшийся непреходящим, смысл. Человеческое сознание находится в непрерывном состоянии ценностного поиска, ибо потребность в мировоззренческих и нравственных устоях является для человеческого духа осознанной необходимостью, обеспечивающей его полноценное существование;
4. И, наконец, наиболее интересующий с точки зрения данного исследования фактор - культурологический. Слом привычных схем познания, состояние нестабильности отражается в культурном зеркале эпохи. Предельное содержательное наполнение классических форм сделало весьма затруднительным их дальнейшее развитие. Обновление предполагалось возможным либо в отказе от канона, либо в его деконструкции. Однако, как показала композиторская практика, любые новаторские течения - будь то додекафония, сонористика или алеаторика - имеют глубинные генетические связи с искусством прошлого. Характер заимствований, их качество напрямую за-
22
висит от одаренности самого мастера, конструирующего в своем сознании идеальную модель создаваемого. Зачастую именно высота конструкторского таланта художника, степень зашифрованности семантических кодов, закладываемых им на разных структурных уровнях сочинения, оказываются наиболее ценным качеством, вызывающим одобрение или неодобрение вдумчивого слушателя. Такое непреодолимое тяготение к игре символами и знаками обостренно ощущалось как на рубеже XVII - XVIII столетий, так и в последнем веке тысячелетия. Но творцам эпохи постмодерна возможность смешения только отдельно взятых форм и жанров казалась недостаточной. Композитор, стоящий на заре новой эры - истинный homo ludens. Прежде чем приступить к работе, он обозревает мозаику музыкальных стилей прошлого, размечает схему музыкального полотна и приступает к комбинации наполненных неожиданными ассоциациями и узорами аллюзий.
§ 2. Особенности претворения барочной традиции в отечественной музыке I960 -1990 годов
В самом обобщенном смысле вся культура русского постмодерна может рассматриваться как* Необарокко. Для нее в высшей степени свойственно применять такие барочные доминанты, как игра, диалог, театрализация, абсурдность, оксюморон, антиномичность, странность, гибридизация и др. «...Постоянные колебания между мифом и пародией, непреходящим смыслом и языковой игрой, архетипическими экзистенциальными сюжетами и сюрреали-стически-абсурдистским автобиографизмом создают то особое напряжение между садомазохистским прсфанированием официальных клише и запредельным сомнамбулизмом умозрительно-декларативных конструкций, которое свидетельствует о стремлении одновременно отвлечь и развлечь аудиторию путем театрализации безобразного» [90, с. 295].
В период 60-х годов развитие отечественного искусства стимулировалось мощным притоком вновь открытой современной западной музыкальной культуры. Это время явилось переломным для наших художников. Стре-