Ви є тут

Композиции с интертекстуальной моделью в свете художественной системы Э.В. Денисова

Автор: 
Веришко Ольга Викторовна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172858
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................3
Глава I. Техника игры в композиции Денисова: серия
силуэтов — силуэты серии.................................. 18
Глава II. Техника комментария: музыкальные композиции
прошлого в интерпретации Денисова......................36
§ 1. Партита для скрипки с оркестром........................37
§ 2. «Пять каприсов Паганини»...............................49
Глава III. Техника диалога: «алхимия темы» в вариационных
циклах......................................................65
§1.Роль вариационного принципа в художественной
системе Денисова........................................65
§ 2. Духовные циклы: Вариации на тему канона Гайдна «Смерть - это долгий сон» и Вариации на тему Баха
«Es ist genug»..........................................69
§ 3. Вариации на тему Шуберта...............................83
§ 4. Вариации на тему Генделя...............................90
§ 5. Вариации на тему Моцарта...............................99
Глава IV. Техника стилевых перевоплощений: музыкальный
Протей....................................................108
§ 1. Kyrie для хора и оркестра.............................108
§ 2. Религиозная драма «Лазарь, или Торжество
Воскрешения»......................:....................117
Заключение.........................................................169
Библиография.......................................................176
Приложения.......................................................... 196
Введение
«Искусство Э.В. Денисова является одной из основных вех отечественной музыкальной культуры XX века. Денисов занял это почетное место потому, что именно ему удалось сказать по-настоящему свое веское музыкальное слово в данный период истории. [...] Его музыку можно уже сейчас назвать новой классикой - чем-то отстоявшимся и эталонным, всеобщим художественным достоянием».1 Обширное наследие Эдисона Васильевича находится в центре внимания современного музыковедения. О неослабевающем интересе к духовному миру и искусству одного из ярчайших представителей русского авангарда свидетельствует огромное количество трудов: монография КХХолопова и В.Ценовой2 - первое исследование жизни и творчества композитора, опубликованные Записные книжки Денисова,3 монография ДЛИульгина,4 построенная в виде бесед с Эдисоном Васильевичем, аналитические очерки С.Курбатской и Ю.Холопова,5 а также книга «Свет. Добро. Вечность»6 и материалы научных конференций к 65-летию7 и 70-летию8 Мастера, затрагивающие различную проблематику. Вместе с тем, процесс познания творческой индивидуальности непрерывен и бесконечен и даже при фронтальном интересе колоссальное наследие художника остается не открытым в полном объеме и целостности.
Настоящая работа посвящена композициям Денисова, имеющим в основе интертекстуальную модель. Проявления интертекстуальности в музыке известны с незапамятных времен, и за длительный период развития музыкального искусства был накоплен солидный жанровый багаж в работе с первоисточником. Подавляющее большинство господствовавших в эпоху Средневековья и Возрождения месс и мотетов сочинялось на «заданный тезис» -
1 Цснова В. Музыкальный венок Э.Дснисову//Муз. академия. 1998 №3-4. С.39
2 Холопов Ю. Цемова В. Эдисон Денисов: монография. М., 1993
3 Неизвестный Денисов. Из записных книжек (1980/81-1986, 1995у/Публикация, составление, вступит, статья и комментарии В.Ценовой. М., 1997
4 Шульгин Д. Признание Эдисона Денисова: по материалам бссед//Монографическос исследование. М., 1998.
3 С.Курбатская Ю.Холопов Пьер Булез. Эдисон Денисов: Аналитические очерки. М., 1998
*СВЕТ. ДОБРО. ВЕЧНОСТЬ. Памяти Эдисона Денисова. Статьи. Воспоминания. Материал ы/Ред-сост. В.Ценова. М., 1999
7 Музыка Эдисона Денисова: Материалы научной конференции, посвященной 65-летмк> композитора//Ред.<ост. В.Ценова/Научные труды МГК. Сб. 11. М., 1995
* Пространство Эдисона Денисова. К 70-летию со дня рождения (1929-1996): Материалы научной конфсренции/Научные труды МПС Сб.23. М., 1999
Пример 8
te
4
Ф
«Лорел ея» ± i à i i
&
S
Таким образом, в «Лорелее» серия выступает прежде всего как интонационная база, и то, что реально из неб выстраивается, оказывается важнее изложения серийного ряда.
«Силуэты» ещё раз подтверждают многочисленные высказывания Денисова о том, что серийная техника не была для него чем-то формальным, жестко интерпретируемым. Свобода от непреложности серийных связей, утрата серией значения целостного комплекса при сохранении роли модели всех звуковых процессов сочинения и обусловили, наряду со способом изложения, еб какую-то эфемерность и порой совершенную неслышимость.
Обратимся к ритмовременному параметру. Работая с первоисточниками, Денисов сохраняет их регулярно-акцентный, квадратно-пропорциональный, классически конфигурированный метроритм. Исключение составляют две части - «Донна Анна» и «Мария». В «Донне Анне» каждая моцартовская фраза наделена индивидуальным ритмическим рисунком благодаря «принципу тотальности пропорций» (В.Холопова), предполагающему деление длительности на любое количество равных частей. Ритмическая нерегулярность сочетается с метрической, что в совокупности рождает подвижную, изменчивую ткань:
Пример 9 «Донна Анна»
26
В портрете Марии основополагающую роль играет начальный такт вокальной партии её Колыбельной. Сначала Денисов видоизменяет ритмический рисунок, не выходя за пределы регулярности, а затем прибегает к временному варьированию:
Пример 10 «Мария»
В отличие от заимствованных моделей, серия в подавляющем большинстве случаев решена средствами нерегулярности и подвергается ритмическому развитию. В «Лизе» она непрерывно обновляется по горизонтали. Денисов находит изысканные временные пропорции - 5:4, 6:4, 7:6, 8:6, 7:8 — и на протяжении такта может изменяться как числитель, так и знаменатель дроби. Композитор использует и вертикальную полиритмию (В.Холопова), то есть индивидуализирует ритмический рисунок каждого инструмента и достигает абсолюта в ритмовременном контрасте голосов, когда совпадения звуков по вертикали не происходит.
В пятой части - «Марии» - серийные ряды сначала предстают ритмически фиксированными, а затем демонстрируется не только свободный выбор звуков серии, но и их спонтанное возникновение благодаря глиссандирующему делению.
Рассмотрим способы организации музыкальной материи в сочинении. Три из пяти частей достаточно традиционны - «Донна Анна», «Лиза» и «Мария» -и представляют собой детерминированную ткань, два плана которой образуют серийные ряды и материал первоисточников, корродирующиеся по принципу контрастной полифонии. Наибольший интерес вызывают «Людмила» и «Лорелея».
Рисуя портрет глинкинской героини, Денисов обратился к алеаторике и создал мобильную форму на основе «техники групп» (впервые применена К.Штокхаузеном в Klavierstück XI). Ей предпослано следующее авторское разъяснение: «Начать с одной из групп, обведенных двойной чертой, и
27