Ви є тут

Феномен импровизации в джазе

Автор: 
Лившиц Дмитрий Романович
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2003
Артикул:
172955
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ........................................................ 3
ГЛАВА 1. Художественная территория джазовой импровизации
1.1. Идея импровизации в искусстве................... 15
1.2. Проблема дефиниции.............................. 25
1.3. Джаз в типологической системе музыкальной импровизации ............................................... 33
ГЛАВА 2. Генезис и эволюция джазовой импровизации
2.1. Предджазовые импровизационные традиции.......... 47
2.2. Импровизационные концепции классического джаза 65
2.3. Импровизационные концепции модерн-джаза......... 77
ГЛАВА 3. Теоретические аспекты джазовой импровизации
3.1. Категории джазовой импровизации................. 99
3.2. Структура джазовой импровизации................ 112
3.3. Джазовая импровизация как диалог............... 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................... 145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................... 149
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ.......................... 159
НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ................................................ 166
«
3
ВВЕДЕНИЕ
Импровизация в музыке издавна считалась хранительницей неразгаданной тайны творчества. Возникавшая словно из ниоткуда, она увлекала, интриговала, ставила в тупик, а затем исчезала столь же загадочным образом, не оставляя никаких материальных следов. Мистическая завеса приоткрылась лишь с наступлением эпохи научно-технической революции. Сегодня даже самую виртуозную импровизацию можно зафиксировать, проанализировать и выучить. Но становятся ли при этом очевидными её законы? Нет. Универсальность этих внешне субъективных законов таится в глубинах творческой личности, в силу чего импровизация выводит нас на целый комплекс проблем психологии творчества, не только импровизационного.
Хотя джаз, как известно, прошел в XX веке стремительную эволюцию, его нынешний художественный статус, как ни парадоксально, во многом тот же, что и в пору сенсационного появления на европейской сцене. Джаз по-прежнему симптоматичен: раньше он позволял по-новому взглянуть на кризисные явления в европейской музыке, и сегодня он также заставляет заду-* маться о будущем музыкальной культуры. Без преувеличения, джаз - это уникальный импровизационный и, одновременно, профессиональный по самым строгим меркам, интернациональный музыкальный вид. Джазовая импровизация поэтому представляется весьма ценным музыкально-креативным звеном между западной и восточной традициями, изучение которого помогает осмыслить глобальные художественные процессы. То, что в ходе столетней эволюции джаз не утратил импровизационности, говорит не только о стабильности его выразительной системы, но и о важности его импровизационного аспекта. Нам представляется актуальным показать жизнестойкость и симбиотическое равновесие двух главных истоков джаза - африканского и европейского.
16
зационная идея реализуется отчётливо, о чём свидетельствует обилие импровизационных фактов. Но и статичность пространственного искусства (живописи) способна передать отблеск импровизации, отразить процесс скрытого от посторонних глаз творчества художника. Здесь уместно вспомнить живописные «импровизации» Василия Кандинского. Публике в этом случае преподносится не сама импровизация, а её конечный результат.
Элемент случайности выражается не только во введении нового материала, но и в произвольном соединении знакомых фрагментов. Не скованный заданностью итога, процесс приобретает черты самоценной игры, подобной сложению из постоянного набора стекол той или иной мозаичной картины. Интересно, что большой удельный вес клишированных элементов не вызывает автоматически тривиальности всей импровизации. Напротив, именно поток привычных оборотов способен порой вынести импровизатора к берегам новых открытий. Как отмечает Б.Рунин, «...самое удивительное свойство импровизации в том и заключается, что она и в поистине изощрённом творчестве способна породить эту чудесную инверсию, когда реализация как бы предшествует намерению, когда рука как бы сама ведёт мысль и созданное фиксируется, подхватывается и оценивается автором лишь постфактум » (76, % 48). С этой точки зрения импровизация, понимаемая как нерасторжимое
единство заданного и случайного, предстаёт синонимом творчества. В чём же её специфика как творческого вида?
Ряд качеств импровизации как художественного феномена объединяет и уже упомянутые музыкальные традиции, и целые виды пространственно-временного искусства. Итальянская комедия del'arte, творчество поэтов-импровизаторов (от Античности до наших дней), актёрские экспромты учеников Вахтангова, русский балаганный кукольный театр XIX века - все эти явления устной культуры стоят в одном ряду с музыкальной импровизацией. Устная культура же, согласно концепции Ю.Лотмана, обладает особого рода памятью, направленной на запоминание типических, повторяющихся собы-
тий (47, 7). Именно типом памяти обусловлено первое, и важнейшее качество импровизационного искусства - каноничность.
Каноничность как совокупность заданных элементов импровизации воплощает стабильное, предустановленное начало. Она простирается от устно согласованной последовательности импровизационных стадий (например, в скоморошьем представлении) до подробно разработанного сценария (например, в современном театре). Каждая из стадий, в свою очередь, предполагает работу с некими устойчивыми моделями1.
В ходе творческого акта каноничность может проявляться более или менее скрыто, что связано с условиями, в которых живёт конкретная традиция. Если в фольклорном обряде и характер эпизодов, и их последовательность определяются каноном, то, скажем, в свободном инструментальном прелюдировании канон образуют лишь музыкальные модели (микро-эпизоды) из интонационного словаря импровизатора. Европейское пре-людирование расцвело в лоне письменной (нотной) традиции. В ней быстрое запоминание сыгранного «с листа» важнее копирующей игры «по слуху». Напротив, музыкальный фольклор, особенно архаический, предельно далёк от письменности вообще. Стабилизирующую функцию в нём выполняет устный канон, своего рода «цензура коллектива» (термин Н.Шахназаровой). Таким образом, наиболее каноничны формы импровизационного искусства, не связанные с письменностью.
В любой импровизации каноничность как стабилизирующая сила расшатывается силой дестабилизирующей. Действие этой противоположной силы определяет второе коренное качество импровизационного искусства - вариативность. Вариативность представляет собой изменяемость импровизационных версий и определяет своеобразие каждой из них. Соотношение каноничности и вариативности отражает дуализм стабильных и мобильных
1 Термин «модель» введён Б. Неттлом (129,11-12).