Ви є тут

Становление профессиональной музыкальной культуры Адыгеи

Автор: 
Чепниян Наталья Львовна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2003
Артикул:
172971
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Музыкальная культура Адыгеи
до 1922 года..................................................И
Историко-культурные предпосылки............................. 14
Зарождение профессиональной музыкальной культуры............ 19
ГЛАВА ВТОРАЯ. Становление профессиональной музыкальной культуры Адыгеи с 1922 по 1960 годы..........................26
Культурная политика..........................................26
Художественная самодеятельность..............................34
Театралыю-концертная жизнь...................................43
Музыкальное образование......................................56
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Профессиональная музыкальная культура Адыгеи с 1960 но 1990 годы...................................63
Музыкальное образование......................................64
Концертно-театральная жизнь..................................78
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Профессиональная музыкальная культура Адыгеи после 1991 года.......................................93
Деятельность Министерства культуры...........................93
Музыкальное образование......................................95
Концертно-театральная жизнь................................ 105
Союз композиторов.......................................... 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................128
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................................130
ПРИЛОЖЕНИЕ..................................................146
ВВЕДЕНИЕ
Существование мощного централизованного государства — СССР, объединившего союзные республики, автономные края и области, обеспечивало прочные политические, экономические и культурные связи между национальными регионами. Было создано единое идеологическое пространство, обусловившее общность этапов культурного строительства в стране: ликвидация неграмотности, поднятие общеобразовательного уровня населения, внедрение форм европейской культуры, появление в республиках театров, концертных организаций, зарождение национальных оперных традиций, создание собственной системы профессионального образования, особый подъем национальной культуры, изучение и использование ее форм в свете взаимодействия с общеевропейской традицией.
В советскую эпоху была сформулирована теоретическая концепция художественной культуры, которая тесно связана с принципами социалистического культурного строительства, обоснованными еще В. Лениным.
Поскольку в нашей работе мы непосредственно касаемся вопросов формирования музыкальной культуры в отдельном регионе, напомним вкратце основные наиболее общие положения теории культурного строительства.
Существует обширная научная литература, посвящена определению терминов «художественная» и «музыкальная культура». Назовем труды Б. Асафьева [7], А. Зися [83], М. Кагана [98- 99], А. Сохора [216] и др. В частности, А. Зись включает в понятие «художественная культура» систему художественного образования, эстетическое воспитание, специализированную прессу об искусстве, разнообразные формы художественной пропаганды, систему государственного управления культурой, деятельность творческих союзов [83].
причинам - благодаря наличию концертно-театральной площадки (Пушкинский дом), большого количества любитслей-знатоков музыкальнотеатрального искусства, серьезной критики.
С другой, существовали музыкально-драматические кружки майкопской интеллигенции, чье значение трудно переоценить. «Просвещенные любители» давали спектакли и концерты в Пушкинском доме. В частности, большой популярностью пользовался коллектив под управлением врача В. Соловьева [69, 10]. Именно в любительских труппах впервые осуществлялись попытки постановки спектаклей на национальные темы. К примеру, в 1900-1910 годах в Екатеринодаре состоялись премьеры спектаклей «Черкесская программа» и «Набег Кунчука на Азов» [13, 58]. В Екатеринодаре же была создана адыгейская самодеятельная театральная труппа.
Любительские коллективы заложили одну из важнейших тенденций, которая сохранилась и в последующий «профессиональный период» становления музыкальной культуры. Мы имеем в виду исключительно значимую роль драматического театра в процессе формирования основных форм музыкальной культуры. Именно при драматических труппах вначале любительских, а затем и профессиональных, образовывались небольшие ансамбли музыкантов. Многие драматические артисты обладали хорошими вокальными данными. Поэтому особое внимание при осмыслении вопросов музыкальной культуры Адыгеи необходимо уделить истории драматического театра.
Об огромной любви майкопчан к театру, большой внутренней потребности к появлению базового коллектива свидетельствует история создания и функционирования народного Пушкинского дома. 19 июня 1898 года был образован артистический кружок, руководимый Ф. Колбиновым [13, 58]. Члены кружка мобилизовали общественность на строительство театрального здания, впоследствии и получившего название Народного Пушкинского дома. 30 января 1899 года в докладе председателя
Майкопской городской управы делается сообщение о том, что «Государь Император разрешил открыть повсеместную подписку для образования особого фонда с целью создания какого-либо благотворительного учреждения имени A.C. Пушкина» (к 100-летию со дня рождения) [41].
6 марта 1899 года Майкопский городской голова Сергей Иванович Иванов создает подписной лист пожертвований в фонд по постройке в г. Майкопе «Пушкинского дома» для народных развлечений».
Как писал С. Иванов в докладе от 25 апреля 1899 года: «Забота Городского Общественного Управления... должна быть направлена к просвещению народной массы и к поднятию умственного состояния городских обывателей» [41].
Предполагалось, что в Пушкинском доме будут проходить чтения «со Световыми картинами», научные и популярные лекции по всем отраслям знаний, концерты и театральные представления.
Необходимая сумма была собрана, и уже 28 мая 1899 года состоялась торжественная закладка Пушкинского дома. На вечере, посвященном его открытию силами «просвещенных любителей» были исполнены фрагменты из опер «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Мазепа» с участием солистов и хора.
Многочисленные антрепренеры, как столичные, так и провинциальные, активно принялись «обживать» новое здание. Некто К. Безгани, управляющий малорусской труппы, привез артистов и оркестр, исполнивших «Запорожец за Дунаем», «Наталку-Пол гавку» и др. [39]. Антрепренерам предлагалось высылать залог за аренду Пушкинского дома, поскольку «есть претенденты». Чаще других приезжает труппа Павла Васильевича Прохоровича, украинского антрепренера, ставившего «драматические спектакли и оперетки» (Приложения 1, 2).
Профессионализм театральной прессы, в большой степени отражающий высокую степень требовательности зрителей и слушателей, вызывает соответственное отношение со стороны гастролеров. «Многие их