Ви є тут

Становление и развитие национального балетного театра Карелии (Карельской АССР) в 1950-1970-х гг.

Автор: 
Гальцина Наталья Васильевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
1950
Кількість сторінок: 
262
Артикул:
173501
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
2
ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________________3
ГЛАВА ПЕРВАЯ - Формирование профессиональной балетной труппы Государственного музыкально-драматического театра Карельской АССР в 1955 -1959 годы и создание первого национального балета «Сам н о»____________[______________________________________________22
1.1. История становления и творческая деятельность балетных трупп в национальных республиках Советского Союза в период 1920-1950-х гг. 22
1.2. Становление и творческая деятельность балетной труппы Государственного музыкально-драматического театра Карельской АССР ,1955-1959 гг._33
1.2.1 .Первый состав балетной группы_______________________________33
1.2.2.Первые балетные постановки^__________________________________45
1.2.3.Первый национальный балет «Сампо» (1959)^____________________67
ГЛАВА ВТОРАЯ - Дальнейшее развитие национального балетного театра Карелии н создание спектаклей классического и современного' ренертуара__________________________________________________________95
2.1 .Декада театрального искусства Карельской АССР в Москве (1959)_95
2.2.Творческая деятельность балетной труппы в 1960-х годах_________99
2.3.Гастрольная деятельность в 1960-х годах________________________133
ГЛАВА ТРЕТЬЯ - Новации в хореографическом творчестве национального балетного театра Карелии в 1970-х годах______________144
3.1 .Творческая деятельность труппы в 1970-х годах_________________144
3.2.Второй национальный балет «Кижская легенда» (1973)_____________167
3.3.Гастрольная деятельность в 1970-х годах________________________186
ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________________192
ПРИМЕЧАНИЯ________________________________________________________201
БИБЛИОГРАФИЯ 210
ВВЕДЕНИЕ
3
Научное осмысление процесса формирования и творческой деятельности балетной труппы государственного Музыкально-драматического театра Карельской АССР в 1950-1970 годах XX века (с 1969 г. Музыальный театр выделился в самостоятельный творческий коллектив при общем административном управлении с Русским драматическим театром)1 представляется чрезвычайно важным и актуальным для истории отечественного хореографического искусства. Она не будет полной без представления о том, что с середины прошлого столетия, во многих национальных республиках Советского Союза балетные театры делали свои первые шаги, пережимали сложный период становления и первоначального развития. В связи с этим пристальное рассмотрение этого явления на примере формирования и первоначальной деятельности балетного театра Карелии позволит ответить на многие вопросы, относящиеся к широкому кругу проблем, возникающих в сфере балетного творчества в нашей стране в 50-70 годах прошлого столетия.
Насыщенная культурная жизнь столицы республики - Петрозаводска в первой половине XX столетия создала все условия для появления новых и разных видов художественного творчества. Одним из плодотворных результатов этого времени и оказалось создание балетной труппы Государственного музыкально-драматического театра Карельской АССР, профессионального балетного театра, основанного на традициях русской школы классического ганца, становление и развитие которого
I
происходило в 50-70-х годах XX века.
Значительную роль в этом сыграли также те театральные и музыкальные традиции, которые уже сложились к этому времени в Петрозовдске. Еще с начала XIX века силами любительских трупп в городе осуществлялись постановки драматических спектаклей. А в 1907 году драмой Д.Аверкина «Каширская старина» открылся первый театральный сезон Петрозаводского народного дома, с которого начинается столетняя история современного
25
республиках во второй половине XX века начали организовываться хореографические училища, которые пополняли балетные театры своими выпускниками.
Ыо, прежде чем приступить, собственно, к предмету диссертации, на взгляд автора, необходимо в кратком виде обрисовать состояние национального балетного театра в некоторых республиках Советского Союза в период 1920х-1950х годов, где признаки начала его формирования прослеживались наиболее ярко. Общие тенденции просматриваются во всех музыкальных театрах, где были творческие силы и возможность ставить национальные балеты. Тем самым, станет очевиден тот контекст, внутри которого появляется и балетная труппа Петрозаводского государственного Музыкальнодраматического театра Карельской АССР.
Изучая материалы по истории балета, можно сделать вывод, что национальный балет, как одна из форм современной национальной хореографии, возник в первой половине' XX века, с появлением в республиках Советского Союза театров оперы и балета или музыкальных театров. В основу своего репертуара они стремились ставить балеты на сюжеты из жизни народа данной республики, наиболее ему понятные, стремились подчинить национальный сюжет классической балетной традиции. Но, толчок к этому произошел еще тогда, когда в провинции Российской империи произошло знакомство с европейским классическим балетом. Так, например, в Одессе гастролировали, выступая на сцене Оперного театра, построенного в 1887 году, итальянские танцовщицы В. Цукки, Зоццо, А. Белла, в Харькове - Дель Эра.61 В Киеве, на сцене итальянской оперы работала балетная труппа иод руководством австрийского балетмейстера А. Опфермана, поставившего балеты: «Эсмеральда» Ц.Пуни, «Жизель» А.Адана, «Волшебная флейта» на музыку Моцарта, «Катарина или дочь разбойника» Пуни (1863-67).62 В Киевском оперном театре (основан в 1867 году), работала балетная труппа под руководством польских балетмейстеров С. Ленчевского и М. Ланге, которые ставили балеты: «Приморский праздник», «Жатву в Малороссии», «Праздник венгерских
26
цыган», «Малороссийский балет», «Космополитана», «Коппелия».63 Но, в основном, все богатство классического танца открыли русские танцовщики и балетмейстеры, которые создали предпосылки для появления в провинции балетных трупп. Еще в конце XIX - в начале XX века выдающиеся артисты русского балета (М. Кшесинская,64 Т. Карсавина,65 Е. Гельцср, М. Мордкин, М. и В. Фокины) и отдельные балетные труппы гастролировали в Грузии, Армении, Азербайджане.66 В Киеве и Харькове выступали московские артисты во главе с Т. Ивановой (1843), в Одессе, Киеве и Харькове - труппа под руководством К. Богданова (1848).6/ Поэтому, наверное, первыми балетными спектаклями, в организующихся музыкальных театрах были классические балеты, и только йотом, освоив технику и методику классического танца, на его основе деятели хореографии приступали к созданию собственно национальных балетов. И, как правило, музыкально-танцевальное искусство национальных республик, особенно кочевых в прошлом народов, развивалось при по;щержке русских деятелей музыкального театра. Они помогали ставить первые национальные балеты, воспитывать профессиональные творческие кадры. Ю. Слонимский в своем капитальном труде «Советский балет» подтверждает эту мысль, четко обрисовав сталии создания национального музыкального театра в республиках Советского Союза: «Многие братские республики шли к созданию музыкального театра (в том числе и балетного - Н.Г.) одним общим путем. Он начинался с поисков талантливых самородков и профессионального их воспитания в местных театральных школах (балетных студиях -
Н.Г.), учебных заведениях Москвы и Ленинграда. В этой начальной стадии, как и в дальнейших, большую роль играли деятели русской сценической культуры - педагоги, музыканты, артисты, режиссеры. Из ядра художественной самодеятельности формировались первые артистические кадры, быстро обраставшие новыми; возникали ансамбли народной музыки и танца, балетные и музыкальные студии - рождался музыкально-драматический театр. По мере роста творческих сил создавались самостоятельные театры онеры и балета».68 Большая заслуга в создании национального