Ви є тут

Абрамцевская мамонтовская духовная инициатива как интегральная модель художественного процесса

Автор: 
Митрофанова Елена Николаевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
175624
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава 1. Эволюция художественно-эстетических взглядов С.И. Мамонтова.
§ 1. Истоки художественно-эстетических взглядов 14
С.И. Мамонтова.
§ 2. Влияние художников на развитие художественно-эстетических 25 взглядов С.И. Мамонтова.
Глава 2. Абрамцевская модель художественного творчества.
§ 1. Особенности формирования облика новой усадьбы. 42
§ 2. Эстетико-преобразовательная деятельность С.И. Мамонтова 54
в локальном тексте усадьбы «Абрамцево».
§ 3. Усадьба «Абрамцево» как творческая лаборатория. 70
Глава 3. Эстетико-преобразовательная деятельность С.И. Мамонтова.
§ 1. Эстетико-преобразовательная деятельность С.И. Мамонтова
в Москве и Абрамцеве. 84
§ 2. Эстетико-преобразовательная деятельность С.И. Мамонтова
как форма общественного и государственного служения. 95
§ 3. Эстетические взгляды и художественное творчество
С.И. Мамонтова (1900-1916 гг.) 103
Заключение. 107
Библиография 111
Актуальность исследования.
Усилиями многих специалистов в области гуманитарных наук в течение последних десятилетий и до настоящего времени происходит процесс пересмотра позиций в оценке явлений художественной жизни второй половины XIX века, и в особенности конца XIX - начала XX веков. «Образ России, государственный и частный, и судьба человека - так можно было бы обозначить те узловые, экзистенциальные проблемы, вокруг которых постоянно, на протяжении всего столетия возникали трудные размышления о физической и духовной свободе личности»1. Все эти вопросы имеют самое прямое отношение к истории Абрамцевского кружка и к художественной судьбе ее основателя.
В мамонтовское художественное сообщество входили наиболее яркие представители русского искусства второй половины XIX века: В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова, В.М. Васнецов, А.М. Васнецов, И.Е.Репин, М.М. Антокольский, И.С. Остроухов, К.А. Коровин, В.А. Серов,
М.В. Нестеров, М.А. Врубель и другие, а также художники менее известные:
Н.В. Неврев, A.A. Киселев, Ы.Д. Кузнецов, М.А. Мамонтов, В.А. Мартынов и многие другие. Членами кружка были не только художники, но и певцы, музыканты, теоретики искусства и представители вовсе не творческих профессий - инженеры, преподаватели, общественные деятели, друзья и родственники Мамонтовых. Абрамцевский художественный кружок признан, таким образом, как ярчайшее явление русской художественной культуры.
Масштаб и значимость личности С.И. Мамонтова были понятны русскому обществу уже в начале XX века. Его при жизни называли «Саввой Великолепным» и «Московским Садко». Современники считали, что ему нужно поставить четыре памятника: один - в Мурманске, второй - в
1 Стернин, Г.Ю. Целостность и процесс. /XIX век : Целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств : сб. статей. / Государственный институт искусствознания. Государственная Третьяковская галерея. - М.: Пинакотека. 2002. -. С. 14.
исследование эстетико-преобразовательной деятельности С.И. Мамонтова как целостной картины и интегральной модели художественного процесса может дать дополнительный историко-культурный ракурс во взглядах на Абрамцевский кружок, как уникальное явление художественной культуры второй половины XIX -начала XX веков.
Все вышесказанное определило цель и задачи исследования.
Цель и задачи исследования:
- определить истоки и пути развития художественно-эстетических взглядов
С.И. Мамонтова;
- показать его практическую работу по превращению усадьбы «Абрамцево» в художественный центр;
проанализировать эволюцию эстетико-преобразовательной деятельности
С.И. Мамонтова в контексте развития русского искусства и художественной культуры второй половины XIX - начала XX века и осмыслить его влияние на формирование целостного мира Абрамцевского художественного кружка как историко-культурного феномена.
Объект исследования. Феномен Абрамцевского художественного кружка в контексте развития русского искусства и художественной культуры второй половины XIX - начала XX века.
Предмет исследования Эстетико-преобразовательная деятельность
С.И. Мамонтова как организатора художественного кружка.
Методологическую основу исследования составляет научный принцип историзма в сочетании с различными формами искусствоведческого, историко-культурного и источниковедческого анализа с привлечением архивных материалов, фотодокументов, опубликованных и неопубликованных источников. Источниковедческой базой работы являются мемуарная литература, переписка, литературные тексты С.И. Мамонтова, опубликованные и архивные; материалы по истории усадьбы «Абрамцево»,
произведения изобразительного искусства и фотодокументы, а также труды отечественных исследователей по истории Абрамцевского художественного кружка.
Научная новизна предложенной работы состоит в том, что впервые художественно-эстетическая деятельность С.И. Мамонтова рассматривается как самодостаточное и самоценное явление, а он сам не только как меценат или «друг художников», но и как равноправный участник историкохудожественных процессов, проходивших в Абрамцевском сообществе. Этот путь дает возможность выделить из деятельности кружка, в которой соединились синхронное и диахронное начала, синхронную составляющую и расположить события его истории в последовательно-хронологическом порядке, что позволяет решить проблему и периодизации, и определения границ существования содружества.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут использоваться в процессе дальнейшего изучения русской художественной культуры второй половины XIX - начала XX века, в научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной и научнопросветительской работе музея «Абрамцево» и аналогичных музеев. Так, в настоящее время разрабатывается проект выставки в музее «Абрамцево» «Мамонтовы - предприниматели и «строители» русской культуры», где материалы исследования явятся теоретической и методологической основой будущей экспозиции.
Апробация работы. Основные положения излагались на музейной конференции «Абрамцевские чтения» 2005 г. в Государственном музее A.C. Пушкина, в специализированных сборниках и журналах, отразились в ряде выставочных проектов музея «Абрамцево», таких как «В.Д. Поленов. 160 лет со дня рождения», «Тихие беседы с природой. (Пейзаж в собрании музея «Абрамцево»)», «Е.Д. Поленова. Живопись, графика, ДПИ», «Воспоминания о лете», «К 140-летию железной дороги Москва - Сергиев