Ви є тут

Особенности и пути градостроительного развития Большого Адена

Автор: 
Базара Тарек Гази Омар
Тип роботи: 
диссертация кандидата архитектуры
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
157
Артикул:
1000300358
179 грн
Додати в кошик

Вміст

1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Цель, объекты, задачи диссертации, научная новизна 3 Глава 1. Предпосылки исследования 8
1.1. Источники исследования 8
1.2. Историческое развитие Адена и городов Йемена 20
1.3. Особенности городской застройки региона 28
ВЫВОДЫ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ 41
РИСУНКИ И ТАБЛИЦЫ К ГЛАВЕ 1
Глава 2. Современные особенности и актуальные задачи
44
градостроительного развития Большого Адена
2.1. Объекты и механизмы градостроительного регулирования 44
2.2. Генеральный план Большого Адена и его реализация 55
2.3. Новые факторы и актуальные задачи градостроительного
64
развития
ВЫВОДЫ ВТОРОЙ ГЛАВЫ 85
РИСУНКИ И ТАБЛИЦЫ К ГЛАВЕ 2
Глава 3. Эффективные пути градостроительного развития,
88
необходимые мероприятия
3.0. Общие задачи 88
3.1. Формирование общегородского центра Большого Адена 89
3.2. Рекреации, озеленение 100
3.3. Уникальный ландшафт и зоны особого режима гулирования ^ полуострова Аден. Рекреационная территория
3.4. Комплексная реконструкция исторических районов 109
3.5. Торгово-общественные центры исторических районов 124
3.6. Градостроительные мероприятия и методика комплексной реконструкции
135
2
РИСУНКИ И ТАБЛИЦЫ К ГЛАВЕ 3
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 142
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 146
23
Основные факторы, которые оказывали влияние на развитие городов Йемена - социально-экономические, определяющие системы расселения. Системы расселения Юга Аравийского полуострова, как и во многих других географических условиях, складывались постепенно, сохранялись на протяжении длительных исторических периодов. Местоположение городов и поселений нынешнего Йемена осталось неизменным с эпохи средневековья. Сегодня система расселения обеих частей Йемена сохраняет последствия колониального влияния. Наиболее развитыми являются прибрежные города. Преобладавшая до недавнего времени автономная форма расселения сменяется групповой системой расселения, основанной на кооперировании и развитой инфраструктуре. Происходит быстрая урбанизация, рост городского населения (Табл. 2.1). Поэтому возникли задачи развития регионального планирования и его связи с городским планированием.
Формирование Адена было обусловлено активным использованием Красного моря как торговой связи между Востоком и Западом, а также уменьшением значимости старых центров власти в глубине аравийского полуострова, усилением побережья. Эти процессы были характерны для периода с I века до н.э. и до IV в. н.э. Возникший в этот период город складывался в кратере потухшего вулкана (отсюда и название района). Место было удобным - маленькая г авань, защищенная островом Сира.
Захватившие город персы (570 г.) построили в Кратере
водосборник (Сахариг). Аравийский полуостров лишен постоянных водотоков. Здесь формируются “вали” - сбегающие с возвышенное гей русла, которые наполняются водой лишь в период дождей. Большую часть года они остаются сухими. В древности такие русла перегораживали плотинами. В ущелье Тавила вблизи Кратера сохранились высеченные в скале цистерны по типу римских водосборников, а также по типу Юга Аравии (меригского водо-сборника).
24
В XII в. город стал купеческим центром. Были построены торговые дома и в 1175 г. возведены форты и оборонительные стены, которые хорошо сохранялись до XIX в.
В развитии города (XVI - XIX вв.) был значительный период упадка. С картиной такого упадка столкнулись английские колонизаторы в 1839 г., обнаружив большое количество руин, две мечети и плохо возведенные жилые дома. На руинах старых зданий создавались новые. Создавалась и другая часть Адена - Тувахи. К 1850 г. между Кратером и Тувахи была проложена дорога через горы. Тувахи стал резиденцией для офицеров и местом угольных складов. За период с 1840-е - 1860-е гг. происходило формирование города; сформировались современные кварталы застройки районов Кратер и Тувахи, а также основные элементы территории между ними с портом, дорогой и производственными зонами. При этом планировочные особенности кварталов Кратера повторяли древнюю, веками складывавшуюся планировочную структуру города, поскольку новые здания возводились частично на старых фундаментах с повторением планировочных очертаний исторически сложившихся кварталов. В 1869 г. было завершено строительство водной системы, в 1864 г. было завершено строительство нового порта рядом с главной дорогой, соединявшей Кратер и Тувахи. В планировочной системе города образовался новый район - Маала. К 1883 г. население этого района составляло 4500 чел. Таким образом, в XIX в. сформировалась планировочная система города с тремя рассредоточенными районами (Кратер, Тувахи, Маала). Каждый район получил свои функции; Кратер с системой магазинов и жилых домов; Тувахи - резиденция высших английских офицеров; Маала -коммерческий и жилой район. В последующие 80 лет английской колонизации сложившаяся система города не изменилась. Дополнением этой системы было только строительство района Хормаксар.