Ви є тут

Архитектурно-пространственная организация жилой застройки Екатеринбурга периода индустриального домостроения

Автор: 
Синицын Константин Владимирович
Тип роботи: 
Дис. канд. архитектуры
Рік: 
2006
Артикул:
184323
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение.................................................................3
Глава 1. Жилая застройка периода индустриального домостроения в градостроительной структуре Екатеринбурга
1.1. Изменение градостроительной структуры Екатеринбурга в период индустриального домостроения * 17
1.2. Социально-экономические проблемы застройки Екатеринбурга периода индустриального домостроения............................26
Глава 2. Специфика жилой застройки Екатеринбурга периода индустриального домостроения
2.1. Особенности архитсктурно-просгранствешюй организации жилой застройки периода индустриального домостроения как явления......36
2.2. Характеристика районов жилой застройки Екатеринбурга периода индустриального домостроения....................................51
2.3. Сравнение композиционных элементов застройки периферийных районов и застройки центра города...............................57
2.4. Потенциал архитектурно-пространственной организации застройки 73
Глава 3. Преобразование жилой застройки Екатеринбурга периода индустриального домостроения
3.1. Комплексный метод преобразования застройки.......................82
3.2. Преобразование застройки с помощью комплексного метода...........96
3.2.1. Преобразование застройки района Ботанический...............97
3.2.2. Преобразование застройки района Комсомольский.............103
3.3. Изменение градостроительной структуры Екатеринбурга в процессе преобразования периферийных районов............................113
Заключение............................................................120
Иллюстрации...........................................................128
Библиография..........................................................246
3
Введение
Актуальность исследования. Середина XX столетия была переломным моментом в архитектуре России, в осмыслении и понимании зодчества. В этот период в рамках жесткого планирования и централизованной политики формировалась советская жилищная архитектура, полностью зависимая от стройиндустрии, от ее мощностей и возможностей. Это был великий эксперимент, направленный на решение первостепенных жилищных и социально-экономических проблем государства. Градостроительная доктрина СССР господствовала до конца столетия, согласно ей социалистические города представляли собой централизованные населенные пункты, состоящие из базовых элементов - жилых микрорайонов и имеющие многофункциональную структуру зонирования, строго контролируемую плотность населения и стандартную инфраструктуру.
Градостроительный процесс обеспечивал в проектных решениях комплексность и увязку промышленности, селитьбы, коммунальной, транспортной систем между собой, однако закладывал изначальную негибкость и неспособность реагировать на изменения в реальной жизни. В результате советской градостроительной догмы уже с начала 1960-х годов город Екатеринбург начал терять свои характерные индивидуальные черты, превращаясь в обезличенный город с типовой застройкой. В колоссальном размахе типового жилищного строительства была утрачена способность формировать комфортную, выразительную, целостную и понятную городскую среду. Привычной для человека осталась только небольшая часть исторического центра города с антропометрическим масштабом старой застройки, с живописными улицами, церквями, шпилями, бульварами, ^ набережной.
«Основная масса жилой застройки пусть останется для труда, и здесь город может быть в будничной одежде, а несколько главным площадям и улицам надо предоставить возможность появляться в воскресном наряде» - так писал австрийский архитектор К. Зигге еще в конце XIX века [41, с. 140]. Тезис о том,
город... можно только на основе рассмотрения совершенствования городской среды в ее развитии как целостной системы» [87, с.9-20].
Особенно важным становится вопрос о своеобразии облика города, который за десятилетия практически утратил свой первоначальный силуэт, образно-пространственную композицию. «Отныне строить города - значит застраивать земельные участки. Не видно больше архитектурных ансамблей, которыми мог бы насытиться глаз: система превращается в застывшую схему, город становится не только нехудожественным и выхолощенным, но и фальшивым по архитектуре исторических стилей, являя мертвый образ, наряженный в пестрые лоскутья» [15, с. 15].
Градостроительные преобразования советского времени исказили городскую структуру, в частности, эволюционно формирующийся силуэт Екатеринбурга и его образно-символическую архитектурную среду. Районы массовой жилой застройки выбились из живописного ритма городского центра и сформировали свою специфическую силуэтно-пространственную композицию застройки. Сегодня в результате градостроительных преобразований XX века в целом архитектурную среду города можно разложить на шесть разнохарактерных образно-символических «слоев», которые весьма диссонируют друг с другом.
1. Екатеринбург XVIII - XIX веков - исторический центр - архитектура в стиле барокко, классицизма; проявляется образ богатого купеческого города-завода с великолепными особняками и ансамблями. «Объемнопространственная композиция Екатеринбурга отличалась органичной взаимосвязанностью природного ландшафта (реки Исеть, обширной глади пруда) и существующей застройки (плотины, площадей по обеим сторонам и жилья). Контраст регулярных кварталов с живописной рекой и прудом придавал ей выразительность» [52, с.35].
2. Свердловск 1920-30-х гг. - архитектура конструктивизма; складывается образ нового, энергичного социалистического города, развивающегося в духе господствующей советской идеологии.
3. Свердловск 1940-50-х гг. - неоклассика, сталинский «ампир»; складывается образ города-победителя в торжественном обличии.
4. Свердловск 1960-х годов - первое поколение индустриального домостроения, «хрущевки»; проявляется образ будущего коммунистического города со всеми удобствами и комфортом для всех.
5. Свердловск 1970-80-х гг. - микрорайоны с типовыми блок секционными домами; складывается образ обезличенности в советском городе.
6. Екатеринбург конца XX - начала XXI века - эклектичная архитектура, историзм, постмодернизм; складывается образ «города на перепутье», города на заре демократии и капитализации.
Первые три образно-символических «слоя» вместе составляют единую, разнообразную символико-художественную систему, сконцентрированную преимущественно в центре города. В свою очередь жилые районы и микрорайоны 1960-80-х годов не ^ сливались с общей символикохудожественной системой центра города, создавая атмосферу социалистического образа жизни, именно Свердловска, а не Екатеринбурга. Характерно высказывание Ю. Ранинского о том, что «облик городов позволяет нашему воображению с большей или меньшей степенью достоверности представить себе, какими в свое время были древние города, получившие сегодня современный, индустриальный облик, во многом нивелирующий былое своеобразие архитектурных ансамблей прошлого. Разрыв преемственности..., сегодня еще не только не преодолен, но и усугубляется иным пониманием формы, масштаба, ритма, пропорциональности и других композиционных средств художественной выразительности» [88, с.ЗЗ].
С 1960-х годов проблема создания эстетической формы города или вообще игнорировалась, или сводилась к частному применению в локальных архитектурных объектах. Проблема эстетической оптимизации среды наиболее остро стоит в крупнейших промышленных городах, таких как Екатеринбург. При этом эстетическая форма города не может выражать какой-то один сверхпорядок, она должна быть сложной, целостной, гибкой, открытой к изменениям функций. Архитектурная среда города есть эстетическая система -