Ви є тут

Алтарь. Ступа. Храм Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев

Автор: 
Павлов Николай Леонидович
Тип роботи: 
Дис. д-ра архитектуры
Рік: 
2003
Артикул:
184398
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................ 4
Глава 1. Алтарь. Ступа. Храм.
1.1. Алтарь
1.1.1. Человек и алтарь в пространстве бытия ....................... 24
1.1.2. Становление алтаря .......................................... 33
1.1.3. Вода в пространстве бытия ................................... 36
1.1.4. Структура алтаря ............................................ 45
1.1.5. Развертывание алтаря ........................................ 54
1.2. Ступа
1.2.1. Ступа как мироздание ........................................ 68
1.2.2. Анда. Мировое яйцо ......*................................. 75
1.2.3. Дрона. Небесное корыто .................................... 81
1.2.4. Зонты. Развертывание завершения ........................... 85
1.2.5. Хармика. Центр вселенной .................................... 89
1.2.6. Ведика. Развертывание основания ............................. 90
1.2.7. Ярусный ступа ............................................... 96
1.3. Храм
1.3.1. Храм как алтарь ........................................... 103
1.3.2. Узел мироздания ........................................... 107
1.3.3. Чаша небесных вод.......................................... 110
1.3.4. Мировое яйцо .............................................. ИЗ
1.3.5. Становление храма.......................................... 120
1.3.6. Храм-башня ................................................ 127
1.3.7. Храм-сень ................................................. 133
1.3.8. Вертикальное развертывание храма .......................... 140
1.3.9. Горизонтальное развертывание храма ........................ 148
1.3.10. Вертикаль и горизонталь в структуре храма ................ 158
1.3.11. Вертикальное развертывание больших храмовых систем ....... 162
1.4. Выводы по главе 1
Общие закономерности становления и развертывания
алтаря, ступы, храма. Принцип проекции ..................... 167
Глава 2. Некоторые архитектурные темы, мотивы и детали как варианты архитектонического развития представлений о структуре и системе функционирования мироздания
2.1. Тема столпа ................................................. 172
2.1.1. Идея столпа ............................................... 173
2.1.2. Вознесение чаши ........................................... 175
2.1.3. Ваджра. Столб-молния ...................................... 183
3
2.2. Тема воды .................................................. 193
2.2.1. Ниспадение вод ............................................ 195
2.2.2. Вознесение вод ............................................ 201
2.2.3. Вода-Время ................................................ 209
2.2.4. Вода и время в античном храме ............................. 211
2.2.5. Небесные истоки воды, речи, письма ........................ 229
2.3. Тема Закона ................................................. 234
2.4. Тема Судьбы ................................................. 237
2.5. Выводы по главе 2 ........................................... 242
Глава 3. Миро-здание в контексте архаических представлений о вселенной
3.1. Структура мироздания и формы его представления ...............243
3.2. Архаическое мироздание и мифологические системы индоевропейцев
3.2.1. Архитектура и мифология ................................... 255
3.2.2. До-бытие .................................................. 257
3.2.3. Становление бытия ...................;..................... 259
3.2.4. Верховные боги индоевропейцев в системе мироздания ........ 266
3.3. Развертывание мироздания в ярусную систему .................. 274
3.4. Выводы по главе 3 ........................................... 278
Заключение ....................................................... 281
Библиография ..................................................... 283
43
Но вернемся к чаше. Нет в мире такой религии или культа, среди атрибутов которой отсутствовал бы священный сосуд. Ведические племена изготавливали и подносили богам священный напиток сому (иранск. - хаома). Сома был напитком богов, напитком вселенской жизни.73 Он персонифицировался как божество и отождествлялся с небесным океаном.
Огромную роль играет священный сосуд в христианской религии. Причащаясь из дароносицы, христианин пьет символическую кровь Христову и тем самым приобщается к богу. Чаша Святой Грааль, из которой по средневековому преданию причащались Христос и апостолы (по другому варианту в нее была собрана кровь Христова после распятия),74 отождествляет воду, испитую Спасителем, с небесными водами. Обряд крещения в текущем с гор Иордане подразумевает купание в небесных водах. На целом ряде византийских мозаик, расположенных в конхах апсид, прямо над головой Христа помещена синяя чаша небесного океана. Воду, специальным образом освященную, а следовательно тождественную небесным водам содержит купель для крещения младен-цев.75 (Тб.5.2-5)
Общеиндоевропейский корень «сар» (инд. «capala», грсч. «kefale», лат. «caput», нем. «Kopf», русск. «капь») дает прямое отождествление священного сосуда, чаши небесных вод и человеческого черепа как сосуда духа. Со времени палеолита череп использовался в качестве ритуальной чаши. «Даже в конце средних веков посвященное святым вино приносилось в жертву в черепах святых».76 Потир, дароносица и в наше время служит как главный священный атрибут причащения «кровью Христовой». (Табл.5.1-2) В античном ордере, ставшем для европейцев олицетворением мирового порядка и гармонии, завершающая его часть «капитель», «голова» представляет чашу небесных вод.
Много споров и толкований претерпело самоназвание славянского языческого святилища - «капище».77 Учитывая очевидную этимологию термина, можно предположить, что капище - особо избранное место,
'3 В древнегреческом «сома» - «тело», «человек», «жизнь». Отсюда по-видимому и весь комплекс понятий современной медицины, связанный с термином «соматический».
74 МНМ т. 1, с. 317, 318.
75 В этом отношении интересно восходящее, по-видимому, к палеолиту славянское празднество летнего солнцеворота - Купала, которое имеет очевидную двойную природу. С одной стороны, оно явно связано с пиком летнего солнцестояния, фиксируемого ритуальными кострами. С другой стороны, оно восходит к культу небесных вод, через приобщение к ним в массовом купании, сопровождающимся свободной любовью - творением новой жизни. О Купалс см. Афанасьев 1994, т. 3, с. 712-725; Власов 1993, с. 112,128, 136.
760бермайер 1913, с. 494,495.
77 Обзор и библиография - Динцес 1947, с.67-94.
44
святилище, где хранится «капь» - главный священный сосуд, отождествляемый с чашей небесных вод.'8 Производные от «капь» слова «капать», «капля», «капель» прямо указывают на источник дождя, на чашу небесных вод.79
Священный сосуд устанавливается на подставку: цоколь, подиум, пьедестал, которые суть алтарь. Верхняя часть алтаря-жертвенника в свою очередь также является священным сосудом. На ее горизонтальной поверхности так или иначе присутствует выемка для возложения, возжигания, возлияния жертвенного приношения. (Тб.5.5-7)
Огромное количество дошедших до нас ритуальных и бытовых предметов, выполнявших важнейшие «технические» и правовые, ритуально освященные функции изготовлены «по образу и подобию» алтаря. Приведем только некоторые характерные примеры. Каменные мельницы и жернова, каменные и деревянные давильные доски, по которым стекало вино и масло, вырезаны как верхние плиты алтаря с желобком и устьем.80 (Тб.5.8-9) Бесчисленные печати и тамги — наследие Великой степи пред-
78 Термины «капь», «капище» применительно к Древней Руси обычно соотносят с понятием «идол» через «образ», несущем очевидно более позднее, переносное значение (см. напр. Славянская энциклопедия 2002, т.1, с. 532). В древнерусских текстах упоминания этих терминов в таком значении крайне редки и двусмысленны. Можно предположить, что в период установления христианства на Руси изначальное значение, прямо указывающее на священную чашу, было преднамеренно завуалировано таким переносом. Очевидно невозможно было допустить, чтобы поклонение христианской чаше-дароносице соотносилось с поклонением чаше в отвергаемой и преследуемой языческой религии. Фундаментальное, смыслообразующее значение термина «капь» - чаша, вместилище, емкость отчетливо просматривается у Срезневского 1989, т. 1, ч.2, стб. 1191-1195.
79 Ср. также с латинским «капелла» и с польским «каплица» - часовня, дарохранительница, т. е. помещение для хранения священных сосудов, а также «капеллан» -духовное лицо, ответственное за причастие, хранитель чаши-дароносицы.
8 Процесс помола зерна в муку всегда был ритуальным действом, приравненным к благодатным или агрессивным божественным функциям. Вспомним принесенную с неба волшебную меленку или волшебные жерновки народных сказок, жернова как атрибуты божества, в частности один из вариантов оружия Индры, которым он измолол (измолотил) змееногого Врнтру и его воинство. В русском языке слова «молоть» и «молотить» (в т. ч. и молотом) - почти синонимы. До наших дней дожила обиходная угроза: «измелю в муку», «сотру в порошок».
Такой же сакрализованный, ритуальный смысл имеют технологии отжимания виноградного сока и масла. Вино и другие сакрализованные напитки приготавливают для богов (сому отжимают для Индры). Именно богам преподносят первый кубок из нового урожая. Давильные камни могут выступать не только как инструмент или жертвенник, но и как божественное оружие:
«С помощью давильных камней днями и ночами
Он швыряет лучшую дубину в колдовского (демона)». Ригведа, У.48.3
Все эти, казалось бы простые, технологические процессы у самых разных народов обставлены наиболее развернутым и до деталей проработанным ритуалом.