Ви є тут

Образы пространственных построений в творческом процессе архитектора : Мастера Русского Авангарда: А. А. Веснин, И. А. Голосов, И. И. Леонидов, К. С. Мельников, В. Е. Татлин

Автор: 
Адамов Олег Игоревич
Тип роботи: 
Мастера Русского Авангарда
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
210
Артикул:
1000286048
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение..................................................................1
Глава I. Образы пространственных построений и творческий процесс...........4
1.1. Творческий процесс, пространственные построения, образы
и семантика как объекты специального исследования....................4
1.2. Взаимосвязь образов в творческом процессе архитектора...........7
Глава II. Опыт реконструкции творческого процесса как способ проникновения
в образно-семантическое поле мастеров русского авангарда...................11
2.1. К.С.Мельников...................................................13
2.2. А.А.Веснин........................................................38
2.3. В.Е.Татлин.......................................................59
2.4. И.И.Леонидов......................................................95
2.5. И.А.Голосов......................................................152
Глава III. Особенности образно-семантической организации пространственных построений в творческом процессе архитектора...............................174
3.1. Состав образно-семантического поля архитекторов..................174
3.2. Структура пространственных построений архитекторов...............177
3.3. Характер творческого процесса мастеров авангарда.................179
3.4. Типы связи творческого процесса привлекаемой образности и пространственных построений архитектора..........................183
Список использованной литературы Приложения
Введение.
Работа посвящена изучению творческого процесса архитектора. Из всего многообразия действий мастера по задумыванию, изобретению и разработке нового архитектурного решения для исследования выделяется один, ключевой срез творческого процесса -рассмотрение пространственных построений того, как они возникают и изменяются по мере движения мысли архитектора от первых эскизов и предварительных вариантов до осуществления законченного проекта в натуре. Сами пространственные построения рассматриваются не в формально-композиционном, функционально-конструктивном или каком-либо ином аспекте, а только в связи с теми образами, идеями и ассоциациями, которые неизбежно возникают у архитектора по ходу проектирования.
Работа выполняется на материале русского авангарда начала XX века - направления, программно провозглашавшего введение новых методов работы архитектора и изобретение новых, не обременённых историческими канонами и образами пространственных построений. Реализация такой профессиональной установки в творческом процессе наиболее известных мастеров даёт редкую возможность проследить, как зарождаются, видоизменяются пространственные построения в течение проектирования и как влияют на весь ход их развития индивидуальные ассоциации и смыслы, подчас мимолётные. Для детального анализа избрано творчество пяти мастеров авангарда: А.А.Веснина, И.А.Голосова, И.И.Леонидова, К.С.Мельникова, В.Е.Татлина. Состояние вопроса. Изучение творческого процесса, как раскрытие природы взаимосвязи пространственных построений архитектора с возникающими по ходу проектирования образами, идеями и ассоциациями, ещё не служило темой специального исследования.
Настоящее исследование находится на перекрестье изучения таких кардинальных проблем, как пространственные построения, творческий метод, процесс проектирования художника, образ и семантика архитектурных форм и др. Значительный материал, накопленный по данным темам в архитектурной науке, а также в философии, психологии, культурологии, семиологии, искусствоведении, литературоведении служит основой, на которой строится работа. Систематизации этих исследований посвящена 1 глава диссертации.
Рабочая гипотеза предполагает:
чить всё завершённое здание в целом. В таком’имени должна быть сконцентрирована вся программа будущего жизнестроительства и жизнеустройства, определены цель и характер предстоящего использования постройки, дан сам способ её понимания, ключ к её коду.
Знакомство с кодовой символикой даёт возможность понимания мельниковского пространства в его соприкосновении с проектным авторским мифом, приобщения к семантике чудесного сна и образам “До-Мира”. Архитектор сам становится медиумом, проводником-переводчиком к собственному дивному пространственному миру, подсказывает устно и жестами, пытается выразить невыразимое всем своим существом в собственном доме: “Гости. Сколько их у меня! Я пытался подменить им словами то, что должно стоять перед глазами. Помогал своим словам блеском взгляда и хрипом порезанных связок. Я видел - помните, тогда? - Архитектура промывалась в слезах ожидающих глаз, обнажая наши души... ”50 Тому же, что пытается сделать архитектор, призвано служить имя постройки, встречающее зрителя.
Название объекта (а вместе с ним, возможно, и визуальный знак-эмблема) часто выносится на фасад здания, активно декларируется, становится лозунгом, своеобразной визитной карточкой объекта, собирает всю информацию о нём в одном месте, в одной точке.51 Такова надпись на доме в Кривоарбатском переулке - “Константин Мельников / архитектор”. Дом через название идентифицируется, сливается со своим творцом-хозяином, выражает его характер и взгляд на архитектуру, определяет жизнь семьи, которая "согласилась на жертву ”, служит примером остальным.
Мельников делает следующую запись, раскрывающую самоидентификацию архитектора с Домом: “Дописываются страницы, и - конец непокорному, и конец всему с титулом "Константин Мельников, архитектор”. И конец бесконечному путешествию круговых залов с винтовыми ступенями ” 52. Окончание путешествия с подъёмом в Доме означает для мастера выражение себя. Сама жизнь как продолжительность предстаёт как архитектура, как путь в объёме здания, о котором повествуют.
Вспоминается тот сон, в котором видишь самого себя, о котором говорил А.И.Леонидов, в связи с впечатлением от дома архитектора. “Жизнь людей в доме так же, как и жизнь самого дома, должна жить одной жизнью - жизнью Архитектуры ”53, - пишет Мельников.
На фасад “развёрнутый на полный круг”, нацеплена перекрученная лента-лозунг со словами “Ленинградская Правда” и показывает основной принцип построения -кручение и разворот.54 Подобно молнии на эмблеме махорочной промышленности, слово “МАХОРКА” разбивает по диагонали контур квадрата, выражая начальный момент всего устройства павильона. Плакат - “Сажай махорку - это /.../” - уже прямое указание, призыв к действию по реализации программы.55 Гараж в Бахметьевском переулке помимо полного названия получает часы и пояснение на фронтоне - “Сторона въездов”, - что подчёркивает оригинальность и удобство уступного устройства въездов, позволяющего экономить время.56
Настоящую стадию в творческом процессе Мельникова сопровождает действие по “освящению”, “воскрешению ” созданного им мира с вмешательством вновь природных “СТИХИЙ” (Вода). Способ реинкарнации духа Х.Колумба - омовение саркофага с его прахом дождевой водой, собранной в специальном резервуаре.57 “Очистительный дождь ” сопровождает последний взгляд архитектора на своё готовое творение - Парижский павильон.58
Проецирование мира. Распространение нового знания. “Возбуждение человечества”. “Приобщение к чуду у к талисману”. Последним, завершающим действием в творческом акте Мельникова при создании постройки становится распространение информации о ней и о своём мире посредством и через неё. Это своеобразное проецирование законов и достижений выраженного и отчасти сложившегося в постройке авторского космоса на более широкий контекст, на другие постройки, на всё человечество. Опытное знание, найденные архитектором схемы и принципы призваны “эмигрировать ” и перерождаться в других объектах, возможно, других стран, других архитекторов.
Создание здания является неким таинством, чудом, открытием неевклидовой геометрии, а само оно - "талисман ”, сакральный символ и призвано активно влиять и изменять окружающий мир. Монумент должен периодически “рассылать свои волны ” и “возбуждать человечество ” к новаторству, к творчеству, к поиску; направлять изобретательство и, в конечном счёте, изменять окружающий мир.59 Дом архитектора “магнитом тянет к себе поломников ”, ищущих в нём талисман.60 Павильон СССР в Париже собирает толпу, волнует, раззадоривает, задаёт ей настрой и ритм жизни.