Ви є тут

Ценностные ориентации студентов учреждений среднего профессионального образования и их реализация в условиях современной России

Автор: 
Гильмитдинов Данил Янбердиевич
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
192239
179 грн
Додати в кошик

Вміст

*
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Среднее профессиональное образование и социальные ожидания студентов средних специальных учебных заведений 10
%
ГЛАВА 2. Ценностные социально - профессиональные ориентации молодежи системы среднего специального образования........39
ГЛАВА 3. Основные противоречия процесса реализации ценностных ориентаций выпускников среднего профессионального образования...............................................82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................109
^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...............115
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................132
*
Введение
Актуальность темы исследования. Ценностное сознание общества во всей своей сложности и многоаспектности выступает сегодня объектом пристального внимания представителей самых разных наук, фокусирует в себе многие острые проблемы современности.
Особое место в ряду этих проблем занимает вопрос о ценностных и профессиональных ориентациях молодежи. Это обусловлено в
значительной степени условиями переходного состояния российского общества, неопределенностью на данном этапе его ценностной системы, кризиса духовных оснований жизни людей.
Исследования ценностных ориентаций учащихся ссузов в современной ситуации составляет важную и актуальную проблему социологии. Ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности; в них как бы сконцентрирован весь жизненный опыт, накопленный личностью.1 Сегодня решение проблемы выбора жизненного пути достаточно часто связывается молодым человеком с необходимостью поступления в вуз и ссуз. Наличие гакот мотива
обусловливает определенную динамику его ценностных представлений о
своём будущем, профессиональном и социальном статусе.
Как известно, именно техникумы первыми заложили основу формирования квалифицированных специалистов-тсхников и квалифицированных рабочих отечественных предприятий, учреждений быта, специалистов среднего звена для учреждений образования и
здравоохранения. Поэтому актуален вопрос - какое место займет в будущем средняя профессиональная школа в системе образования современной России.
Сегодня специалисты со средним профессиональным образованием
1 Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.:Полнтиздат,1986;
старших классах приобретает профессионально-ориентированный характер.
Выбор будущей профессии всегда индивидуален, поскольку он представляет собой масть личностного самоопределения, нахождения будущим специалистом своего призвания. Критерием его эффективности оказывается удовлетворенность своим делом и положением в обществе, а также местом, занимаемом в профессиональном мире.
Молодежь такова, какой ее сформировало и воспитало общество, ей не откажешь в здравом смысле, в добрых намерениях, в желании трудиться за хорошее вознаграждение.
На выбор «интересной профессии» в связи с переходом к рыночной экономике, изменением ценностных ориентаций, все чаще влияет мотив «больших зарплат». Сегодня идет быстрая смена ценностей - целей, во -первых, касающаяся их преимущественно личностно - индивидуальной направленности, во - вторых, связанная, прежде всего, с повышением роли материального фактора и осознанием этого обстоятельства. 1
Отсюда, как показывают исследования последнего времени, на первое место выходят такие ценности - цели, как личное материальное и семейное благополучие, собственное здоровье и здоровье близких родственников, готовності» заниматься любым делом, лишь бы за него хорошо платили. Ценности же социального характера, касающиеся укрепления Родины, ее безопасности, процветания, экономического благополучия не воспринимаются студентами среднего профобразования как доминирующие цели их деятельности.
В нашем опросе было рассмотрено соотношение уровня престижности и основные мотивы выбора учебного заведения, результаты которого обобщены в таблице 1.1.
1 Зборовский Г.Е. Социология образования. Социология профессионального образования.
Часть 2. -Екатеринбург, 1994. -С. 146.
Опрос гуманитарного и технического колледжей, 2004г.
Таблица 1.1.
Образование для студентов - это прежде всего...? (в %)
Образование для студентов - это прежде всего... Курс
Ї IV
Способ самореализации 5 10
Возможность получить диплом - -
Возможность добиться успеха в жизни 90 80
Интересная студенческая жизнь 5 6
Другое - 4
Итого 100 100
В материалах опроса хорошо просматривается соотношение значимости ценностей среднего профессионального образования в момент поступления и на завершающем этапе учебы. Как видно из таблицы 1.1. наибольшее значение для рассматриваемых групп имеет такой фактор среднего специального образования как «возможность добиться успеха в жизни». На первом курсе 90% респондентов надеются на учебу и получение образования, считая это возможностью добиться успеха, а к четвертому курсу их надежда уменьшается и составляет 80%. Вместе с этим на четвертом курсе 10% студентов (больше па 5%), в отличие от первокурсников, пересматривают свои взгляды и получение образования считают способом самореализации. Это свидетельствует о недостаточной зрелости представлений учащихся о ссузовской системе.
По нашему мнению, современное среднее профессиональное образование дает не образование в полном смысле этого слова, а специальность, т.е. возможность компетентно выполнять определенные функции в какой-либо области общественного производства.