Ви є тут

Идеология социальной работы в России: социологический анализ процесса становления и функционирования

Автор: 
Старшинова Алевтина Викторовна
Тип роботи: 
социологический анализ процесса становления и фун
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
391
Артикул:
192395
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................3
ГЛАВА 1. Идеология социальной работы: методологические аспекты исследования.......................................................25
1.1 Теория идеологии: развитие методологии социологического анализа.. 25
1.2 Идеология социальной работы: понятие, сущность, структура.....69
ГЛАВА 2. Процесс становления ценностных ориентаций социальной работы.............................................................95
2.1. Философские основания ценностных ориентаций
социальной работы.................................................98
2.2. Политические основания ценностных ориентаций
социальной работы.................................................142
2.3. Правовые основания ценностных ориентаций
социальной работы.................................................176
ГЛАВА 3. Идеология и технологии социальной работы:
смена парадигм....................................................199
3.1. Социалистическая идеология: эволюция советской модели социальной помощи и благосостояния...........................................199
3.2. Идеология социальной работы в современном российском обществе: противоречия развития.............................................231
3.3. Технологические аспекты социальной работы в современном российском
обществе: противоречия развития...................................256
ГЛАВА 4. Идеология социальной работы в профессиональном образовании социальных работников.................................285
4.1. Идеология европейского образования в области социальной работы... 287
4.2. Эволюция идеологии социального образования в России..........308
4.3. Идеология социальной работы в профессиональном образовании:
проблема качества подготовки специалистов.........................333
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................352
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
360
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Системы социального обеспечения и социальной помощи в российском обществе развивались под воздействием идеологии, придавшей им форму патернализма. Несмотря на кардинальные преобразования, происходившие в XX столетии, патерналистская идеология не претерпела существенных изменений в советский период. Но последняя социальная трансформация в истории России актуализировала потребность в смене идеологии осуществления социальной помощи и поддержания социального благосостояния населения. Содержание потребности: от государственного патернализма к
формированию стратегий индивидуальной активности граждан, нуждающихся в помощи общества и государства.
Необходимость теоретического осмысления сущности и содержания общественной потребности и условий ее реализации в отечественной практике определяет наше обращение к исследованию процесса развития идеологии социальной работы. Человеческое достоинство и право россиянина на достойные условия жизни, апелляция к его активности, признание его способности к изменению и ответственности за свое благополучие наряду с гарантиями обеспечения государством его социальных прав выступают в качестве основополагающих ценностей и принципов данной идеологии. В контексте осуществляемых преобразований в обществе происходит становление нового для отечественной практики вида общественной деятельности - социальной работы. Изучение идеологии социальной работы с позиций социологии ориентирует исследователей на ее рассмотрение в качестве неотъемлемого компонента общественной системы, выполняющего определенные функции, посредством которых воспроизводится и сохраняется целостность всей системы.
Общечеловеческий характер базовых ценностей идеологии социальной работы обусловливает ее уникальную роль - обеспечение интеграции интересов социальных субъектов, занимающих разные позиции в структуре
3
этом отношении идеология утопична, а утопия лишь форма идеологии, и то и другое сознание ложно. Их различие функционально. Только направленность действий субъекта позволяет разделить систему идей на идеологию и утопию, независимо от того ложны, они или истинны. Идеология как сознание правящего класса призвана защищать его господствующую позицию и представлять ее в теоретической форме. Утопия, выражая интересы оппозиционных ему групп, нацелена на их мобилизацию в стремлении изменить сложившиеся позиции, занять его положение. Она обладает способностью взрывать существующий в данный момент порядок вещей. Интенсивность утопическому сознанию придает борьба существующих утопий. Манхейм рассматривает четыре типа утопического сознания - «оргиастический хилиазм анабаптистов», «либерально - гуманистическую идею», «консервативную идею» и «социалистически - коммунистическую утопию». Он характеризует утопии как недостаточно теоретизированные, эмоционально окрашенные «духовные образования».
Связь утопии с идеологией очевидна: когда носители утопии приходят к власти, она превращается в идеологию. Здесь идеи Манхейма созвучны положению марксистской теории об этапах становления классового самосознания пролетариата: превращении класса в себе в класс для себя. Он представляет ее как закон продолжающегося действия первоначальной идеологии: «...Новые группы, вступая в созданные ранее социальные условия, не перенимают разработанные для этих условий идеологии, а пытаются приспособить к этим новым условиям идеи, связанные с их собственными традициями»1. Но в марксистской логике присутствует мысль о том, что именно пролетариат как революционный класс, свергающий буржуазию, не заинтересован в увековечивании своего господства, своего интереса. Его интерес совпадает с общими интересами, и в этом смысле особый классовый интерес пролетариата носит всеобщий характер.
1 Манхейм К. Идеология и утопия. С. 208.
38
В концепции Манхейма присутствует понятие частичной и тотальной идеологии. Критерием различения выступает интерес группы (класса). Частичной в этом смысле является и идеология, и утопия, поскольку та и другая стремятся «выдать часть за целое». Только социология знания приобретает тотальный характер, поскольку, устанавливая соответствие между социальным бытием и формой познания, преодолевает односторонность той и другой формы сознания1 и в этом смысле выступает как тотальная идеология. Социальная группа, потенциально способная освободиться от связанности бытия, - интеллигенция.
Но означает ли это, что идеология и утопия исчезают? Это вопрос, переживший создателя теории, на который и в настоящее время настойчиво пытаются ответить те, кто обращается к исследованию идеологии. Обратимся к самому автору, который, стремясь к научной беспристрастности, не сумел, , на наш взгляд, в данном случае сохранить ее, поскольку считает, что достигнуть абсолютного отсутствия идеологии и утопии можно лишь в мире, где нет больше развития, где все завершено и происходит постоянное репродуцирование. Их полнейшее уничтожение в нашем мире приведет к такому прозаическому утилитаризму, который уничтожит человеческую I волю. Он подчеркивает тем самым существенное, на его взгляд, различие между идеологией и утопией: «...Уничтожение идеологии представляет собой кризис лишь для определенных слоев... Исчезновение утопии создаст статичную вещность, в которой человек сам превратится в вещь. Тогда возникнет величайший парадокс, который будет заключаться в том, что человек, обладающий самым рациональным господством над средой, станет человеком, движимым инстинктом... вместе с исчезновением всех возможных форм утопии, утратит волю создавать историю и способность понимать ее»2. В этом заключен важный социальный смысл функционирования утопии, идеологии в целом.
1 Манхейм К. Идеология и утопия. С. 71.
2 Манхейм К. Идеология и утопия. С. 219.
39