Ви є тут

Человеческий потенциал гражданского общества в современной России : Антропоцентрический критерий социальных изменений

Автор: 
Крокинская Ольга Константиновна
Тип роботи: 
Антропоцентрический критерий социальных изменений
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
327
Артикул:
193146
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение 1
Раздел I
Социальная эволюция и гражданское общество - две эвристики в понимании и изучении проблемы
Глава 1
Познавательные установки эволюционизма в анализе социальных изменений
1.1. Процессы и механизмы эволюционных социальных
изменений 23
1. Развитие идеи социальной эволюции в социологии 23
2. «Естественные» и «искусственные» процессы эволюции 29
1.2. Моделирование социальных изменений как процессов микроэволюции 40
1. Разнообразие, изменчивость и наследственность 40
2. Норма как носитель социальной информации 44
3. Социальные изменения на базе трансформации нормы 48
4. Адаптивность нормы 53
5. Ситуативный отбор 58
1.3. Социальные изменения в контексте наследования.
Подходы к определению социальной микроэволюции. 61
1. Социобиотика или социальная Жизнь 61
2. Вероятностный характер социальной микроэволюции 64
3. Несколько примеров интерпретации социальной наследственности 73
Выводы по главе 1 80
Глава 2.
Социальная эволюция и гражданское общество
2.1. Гражданское общество как феномен социальной эволюции
и как форма эволюционных процессов 84
1. Эволюционные смыслы гражданского общества 85
2. Дифференциация-интеграция 88
3. Отбор-адаптация 92
4. Диалектика «естественного» и «искусственного» в феномене гражданского общества 96
2.2. Современные структуры и проблемы гражданского общества
99
1. Структуры и функции гражданского общества
2. Современные проблемы гражданского общества
99
108
2.3. Антропоцентрические критерии и принципы гражданского
общества 125
1. «Человеческое измерение» гражданского общества 127
2. Антропные смыслы и принципы гражданского общества 131
3. Социальная преемственность (наследственность
и изменчивость) как антропологическая проблема 134
Выводы по главе 2 143
Раздел 2.
Эволюционные изменения социальных качеств человека в условиях становления гражданского общества.
Глава 3
Социальная семиосфера и массовое сознание 144
3.1.Бессознательные аспекты современной ментальности 145
1. Семиосфера в структуре социального 145
2. Социальное бессознательное как регулятивная
знаковая система 148
3. Неосознаваемые аспекты современной ментальности 157
4. Сознательное и бессознательное в отношении к власти:
взаимная детерминация 167
3.2. Самоопределение в системе цивилизационных координат “Россия-Запад-Восток” 172
1. О различии ценностных систем в ментальности разных
культур 174
2. Динамика межкультурных ценностей: возрастные
и ситуативные различия 183
Выводы по главе 3 195
Глава 4
Базовые ценности в контексте гражданского общества.
4.1. Место государства в системе ценностей 198
1. Историко-культурные особенности отношения к государству 198
2. Система смыслов современного патриотизма 205
3. Незрелость диалога общества с государством 212
4.2. Состояние ценностей коллективизма и потенциал гражданской солидарности 217
34
тельность.
Первый тип факторов (природоподобные или биоподобные явления и процессы) будем называть “естественными”, а второй (антропогенные, креативные) - ’’искусственными”. Познавательный прием выделения “естественного” и “искусственного” применяется в разных областях знания. Он известен в лингвистике, семиотике, культурологии, экологии, теории управления, теории деятельности, методологии инженерного дела и других (Г. Саймон, Б.М. Кедров, Э.Г.Юдин, Т.П. Шедровицкий, Ф.И.Гиренок, В.А. Кутырев, Ю.М. Резник - [344, 165, 428, 84, 210, 327], и др.; близкие по смыслу понятия выдвигают Ю.М. Лотман - “культура и взрыв” [231] и А.М. Панченко -“обиход и событие” [292]). В эволюционной социологии различение “естественных” и “искусственных” способов регуляции в обществе предлагают Л.Ф. Уорд, Ф. Гиддингс, Р. Парк, 3. Бауман [83, 294, 27].
В различении естественного и искусственного есть несколько аспектов. Первый и очевидный - это различение природы и культуры, то есть оппозиция рождаемого и творимого. Однако, большинство явлений, с которыми сталкивается человек, уже не могут считаться ни сугубо природными, ни сугубо культурными. Они сочетают в себе и то и другое, а также могут трактоваться одно через другое. Выведение новых сортов растений - как «искусственная природа», а культура как совокупность сознательных человеческих действий - как природная сила стихии, так как она “для отдельного человека может проявляться подобно законам природы, как рок, против которого не взбунтуешься” [27, с. 153]. Таким образом, различение естественного и искусственного проходит не по линии “природное-культурное”, а по логике существования: “само себе причинного”, неподвластного человеческому влиянию, независимого от него - и, напротив, по причине целенаправленног о действия, с помощью сознательных усилий, под их влаегью.
Представляется, что для описания социологического объекта вполне применимы обе логики, то есть катег ории “естественного” и “искусственно-
35
го” могут быть введены в описание социальных явлений, в структуру самого понятия “общество”.
Действительно, именно оппозиция естественного и искусственного просматривается в таких фактах науки, как теоретическое наблюдение объективной и субъективной ипостасей общества, его “социальной физики” и волевого, волюнтаристского поведения (Ф. Гиддингс, Г>. Парк, Т. Парсонс); сопоставление обыденного, привычного течения жизни - и периодов ранее небывалых событий (А.М. Панченко); наблюдение в самом “теле” человеческой культуры как постепенного непрерывного движения ~ так и непредсказуемых, внезапных потоков новых фактов (Ю.М. Лотман). При этом и тс, и другие явления - не статика и нарушающее ее инновационное вторжение, а и то, и другое - состояния, имеющие длительность, то есть процессы.
Для “самосовсршающихся”. естественных процессов природы и общества (Е-процессы) можно выделить следующие признаки;
- объект содержит значительное разнообразие форм и обладает свойством изменчивости;
- “естественный” объект - система с флексией, т е. способностью реагировать и изменяться под воздействием внешней среды;
- изменение есть смена состояния одного и того же объекта, т.е. в прошлом состоянии объекта имеют место предпосылки для настоящего и будущего, изменение “вытекает” из предпосылок, базируется на них; сохраняется преемственность; в этом смысле объект обладает самодвижением;
-- изменение необратимо, объект не может вернуться в прошлое состояние;
- движение ни на что не направлено, отсутствует цель; в принципе вероятная бесконечность изменений проходит через этап насыщения и “закругляется”, прерывается отбором; с его помощью закрепляются ситуативно более приемлемые качества;
- работают внутренние регуляторы, идет самоорганизация и саморегуляция; структура протекания процессов универсальна - это “петля отрицательной образной связи”; имеет место цикличность, повторяемость, стремление к гомеостазу, работают программы, направленные