Ви є тут

Молодые Интернет-пользователи: противоречие становления ценностей образа жизни

Автор: 
Попов Дмитрий Сергеевич
Тип роботи: 
противоречие становления ценностей образа жизни
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
189
Артикул:
193350
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение
Глава 1. Особенности образа жизни в информационном обществе
§1.1 Интернет — новое условие реализации жизнедеятельности
§ 1.2 Молодежь как носитель ценностных оснований нового образа жизни
Глава 2. Интернет как новая социальная реальность
§ 2.1 Социальные практики молодежи в сети
§ 2.2 Особенности ценностного ряда молодого Интернет пользователя Свердловской области
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы
Процесс социального перехода молодого человека из детства в мир взрослых, от одних социальных ролей к другим сложен и противоречив. Стремление молодого человека адаптироваться, интегрироваться в различные структуры жизнедеятельности побуждает его к поиску собственной модели жизненного, социального, профессионального, личностного самоопределения. Возникает потребность в идентификации с какой-то группой, общностью. Высокая конформность в отношении ценностей своей группы сочетается с критическим отношением к ценностям и нормам взрослых. Поэтому именно изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал.
Отметим, что актуальность изучения ценностных ориентации молодежи обусловила появление целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучаются структура и динамика ценностных ориентации личности в юношеском возрасте; роль ценностных ориентации в механизме социальной регуляции поведения; взаимосвязь ценностных ориентации с профессиональной направленностью локусом контроля и авторитаризмом и т.д. Исследуется специфическая роль содержательно-смысловых и структурно-динамических характеристик системы ценностных ориентации личности; роль личностного общения в становлении системы ценностных ориентации; влияние профиля образования на формирование системы ценностей.
Особенно важно подчеркнуть, что в результате различных исследований установлено, что сенситивным и значимым для формирования ценностных ориентации является период старшего подросткового и раннего юношеского возраста, поскольку именно на этих возрастных этапах оказываются
сформированными их основные психологические предпосылки: достаточный
3
технологией в виду центрального места теоретического знания); во-вторых, прогресс общества, измеряемый возрастающей долей ВВП и возрастающей частью занятой рабочей силы, все более однозначно определяется успехами в области знания'1.3
Д. Белл исходит из того непременного факта, что, чем более экономически развита страна, тем все меньше во второй половине XX века и, особенно на рубеже века XXI трудовая деятельность людей сосредоточивается в промышленности, и уже в перспективе ее доля вряд ли превысит 10-20 процентов.
Здесь нужно заметить, что поводом для появления самого понятия "постиндустриальное общество" и было отчасти вполне реальное явление: десятилетия спустя после Второй мировой войны обнаружилась тенденция к сокращению занятости не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности и соответственно - к росту числа занятых в сфере услуг.
В контексте идеологического противостояния западные деятели усмотрели в этом долгожданное начало прекращения пролетаризации общества, тогда как некоторые марксисты стали неправомерно расширять понятие рабочего класса, включая в него массовые слои представителей средних слоев. И лишь немногие, и в первую очередь Д. Белл, восприняли это как процесс, далеко выходящий за пределы капитализма и социализма, как явный признак появления нового общественного строя.
Д. Белл отмечает, что подавляющее большинство населения развитых стран со второй половины XX века занято в сфере услуг, для которой характерно не столько отношение общества к природе, а отношение людей между собой.
Человек в развитых странах живет не столько в естественной, сколько в искусственной среде, что стало возможным, по мнению автора благодаря
' Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
17
резкому возрастанию производительности труда на основе информационной революции.
Информационная теория стоимости, предложенная Д. Беллом, фиксирует невообразимо быстро растушую роль в обществе теоретического знания. Благодаря возрастающему удельному весу знания в каждом объекте процесса производства для добычи, изготовления и перемещения всевозможных товаров и услуг с каждым годом требуются все уменьшающиеся затраты энергии, материалов, капиталов и труда.
Д. Белл характеризует современное производство тем, что главные затраты в нем приходятся преимущественно на капиталовложения, причем, чем дальше, тем больше - на капитал человеческий, на знания, носителем которого становятся как сами люди, так и их орудия производства.
«Этот процесс будет носить постепенно нарастающий характер. Экономическая деятельность будет требовать все большего использования человеческого интеллекта, систематизированного знания.»4
Уже в 60-х годах XX века (на заре развития ЭВМ) социологи обнаруживают значимость информации в изменяющемся образе жизни. Сейчас можно говорить о подобном явлении, когда молодежь сталкивается с очередным витком информатизации общества, с активным развитием сети Интернет
Продолжая рассмотрение основных подходов к информационному обществу, следует отмстить вклад Э. Тоффлера. В своей работе «Третья волна» он описывает три цивилизационные волны. Рассматривая классическую цивилизационную триаду, автор делает акцент, именно на последней, постиндустриальной цивилизации0.
По мнению Тоффлера, доиндустриальная - сельскохозяйственная цивилизация существовала примерно до 1650-1750 гг., основанная на
4 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М , 1999.
5 Тоффлср Э. Третья волна. М.: ООО "Фирма "Издательство ЛСТ'\ 1999.
18