Ви є тут

Искусство как фактор формирования социального типа личности в условиях современной городской культуры

Автор: 
Мартыненко Наталья Дмитриевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
147
Артикул:
193406
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................3
1. СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО КАК СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР В УСЛОВИЯХ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ............11
1.1. СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА И ЕГО СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЛИЧНОСТЬ.....................11
1.2. ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА И СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ....................................33
2. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ...........62
2.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ...62
2.2. КОМММУНИКАТИВНЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА ВЛИЯНИЯ ИСКУССТВА НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ....................................82
2.3. ОСОБЕНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СОЦИАЛЬНЫХ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ.........................105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................125
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.......................131
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современный этап развития российского общества характеризуется глубокими изменениями в экономической, политической и социальной сферах. Происходящие
перемены оказывают воздействие на взаимоотношение человека с окружающим миром: меняется его образ жизни, поступки, разрушаются привычные, устоявшиеся ценности и нормы поведения. Произошедшая утрата ранее созданных ценностей и многополярность современных мировоззренческих ориентаций приводят к значительной культурной
маргинализации общества. В условиях современной России проблема, связанная с социологическими знаниями о человеке, во многом обусловлена происходящими изменениями личностно-типологической структуры,
наблюдаемой диспропорции в духовном развитии.
Исследование социального типа личности выступает одной из важных задач социологии. В настоящее время для развития общества требуется тип активного, делового человека с высоким уровнем социальной ответственности. Однако современные социальные условия формируют преимущественно тип личности, в котором на первое место выходят индивидуалистические материальные ценности, основанные на обогащении и потреблении. Именно это обстоятельство обусловливает особую
актуальность изучения факторов, под влиянием которых формируется личность, социальные типы, их ценностные ориентации. Важное место среди таких факторов занимает искусство.
Искусство является культурным феноменом, который охватывает различные сферы действительности. Динамично входя в жизнь современного человека, оно влияет на его мировоззрение, в значительной мере определяет людские ценности и формирует моральные и этические принципы. Искусство отражает жизненные проблемы, предлагая их решение, способы взаимодействия между людьми. В связи с этим, искусство является одним из
13
может выступать в форме акта деятельности, представляющего, например, исполнение готового произведения. Таким образом, Л.И. Михайлова склонна подчеркивать в искусстве, вне зависимости от формы бытования, ценностный аспект. Вследствие ценностной особенности искусство приобретает социально-культурное значение. Задачи нашего диссертационного исследования актуализируют аспект, связанный с возможностью влияния искусства на личность. По нашему мнению, искусство - это специфическая форма общения, которая в художественнообразном виде транслирует ценности, накопленные обществом.
Тезис о положительном влиянии искусства на личность имеет противников в лице западных философов образования. Так, известный американский специалист по музыкальной психологии Мария Л. Серафин еще в конце 70-х годов утверждала ошибочность утверждения о том, что «будучи средством выражения и трансляции культурных идей, смыслов и т.д., искусство формирует культурные ценности на индивидуальном и социальном уровне», считая этот постулат не более чем мифом, сложившимся в теории художественно-эстетического воспитания [115, С. 96]. Не разделяя эту точку зрения, следует, согласиться, вместе с тем, с наметившимся в этот период направлением дальнейших исследований искусства. В результате было выработано два ключевых предложения, одно из которых заключалось в развертывании эмпирического исследования действительных эффектов искусства, а другое - в сосредоточении при этом внимания на дифференцированном изучении его отдельных видов.
Эмпирический анализ воздействия искусства на личность, следует, по-нашему мнению, предварить рассмотрением специфических особенностей искусства. Действительно, возможность влияния искусства на личность раскрывается через выявление его специфики, выяснение того, как устойчивые символические и социально приемлемые способы эстетической организации осваиваются индивидом и способствуют его социализации.
14
Наряду с религией и моралью искусство оперирует непреходящими человеческими ценностями, получающими конкретно-историческое выражение в зависимости от эпохи. Перечисленные сферы культуры способны фиксировать, хранить и передавать культурно значимую информацию, причем ее востребованность определяется теми ценностными ориентирами, которые преобладают в обществе.
Искусство отражает действительность не в понятиях, а в конкретной, чувственно воспринимаемой форме - в форме типических художественных образов. Образное воплощение целостно обобщает все реальные отношения и ценности, существующие в культуре, одновременно «схватывая» и фиксируя наиболее значимые результаты социального опыта. Целостность отражения мира есть, по нашему мнению, первая специфическая черта искусства. Этот признак искусства, как один из важнейших, выделяет С.Н. Титов. Он подчеркивает, что искусство отражает все богатство объективного мира: «индивидуальную жизнь человека и социальные отношения, в которые он вступает, интимные переживания и события всенародного значения, все, с чем сталкивается человек и что становится ему небезразличным, прожитое и пережитое, интересы и чаяния, размышления и волнения» [157, С. 136], то есть всю объективную действительность, пропущенную через призму социально-личностного смысла. В произведениях искусства в художественной форме моделируются различные жизненные ситуации, решаются различные жизненные проблемы.
Э.Л. Орлова также отмечает всеобъемлющий характер искусства, целостно отражающего многообразие окружающего мира: «В искусстве обыденная жизнь более чем в любой другой специализированной сфере культуры, является предметом изучения и материалом деятельности. Этот материал подвергается определенной трансформации и предстает перед аудиторией в качестве культурно значимых образцов решения жизненно важных проблем» [111, С. 18]. Целостный характер произведений искусства влияет на специфику его социализирующего воздействия на личность. Комплексно