Ви є тут

Формирование ценностно-нормативного комплекса в культуре малого предпринимательства

Автор: 
Фидря Ефим Сергеевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата социологических наук
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
197
Артикул:
193427
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Оглавление.........................................................................2
Введение...........................................................................3
Глава 1. Методология исследования системы регуляторов ценностно-нормативного
комплекса предпринимательской культуры............................................10
§1. Концептуальная основа социологического изучения предпринимательства.........11
1.1. Доклассические знания...................................................11
1.2. Классические теории предпринимательства.................................13
1.3. Современные теории предпринимательства..................................18
1.4. Современные методологические подходы исследований предпринимательства в постсоветской России...................................................28
§2. Культура малого предпринимательства.........................................42
2.1. Фундаментальные социологические теории и концепции......................42
2.2. Рассмотрение исследований в области предпринимательской культуры........57
§3. Модель взаимодействия структурных и культурных факторов предпринимательства. ..............................................................................65
Глава 2. Специфика системы регуляции ценностно-нормативного комплекса в культуре
малого предпринимательства в Магаданской области..................................84
§1. Методика и программа эмпирического исследования ценностно-нормативного
комплекса в предпринимательской культуре........................................84
§ 2. Структура магаданского малого предпринимательства на примере исследуемых
рынков..........................................................................94
§ 3. Поле культурных взаимодействий магаданского малого предпринимательства. ...120
Заключение.......................................................................152
Список использованных источников и литературы....................................160
Приложения.......................................................................172
Приложение 1. Таблицы распределений данных.....................................172
Приложение 2. Инструментарий...................................................182
2
Введение
Зачастую в российских социальных науках предпринимательство зачастую рассматривается как сугубо экономический феномен, в малой степени подверженный влиянию неэкономических процессов и явлений. Культура же малого предпринимательства рассматривается либо как внутренний атрибут отдельной организации, либо выводится из ряда априорных предпосылок, выводя их либо из первичной социализации предпринимателя, либо из довольно абстрактных общих ценностей, представляя, таким образом, предпринимательскую культуру в статичном состоянии. Существующие концепции предпринимательской культуры, на наш взгляд, не позволяют исследовать и, соответственно, корректно интерпретировать систему регуляции предпринимательского поведения в ее целостности, зачастую заостряя внимание на одном аспекте (структурном, организационном, хозяйственном), в ущерб всем остальным. В то же время состояние современной социологической теории, по нашему мнению, позволяет преодолеть такую концептуальную мона-дизацию, рассмотрев изучаемый феномен в его комплексности и укорененности в социальных процессах и институтах, не только раскрыв его внешнюю и внутреннюю структуру, но проанализировав культурные механизмы, регулирующие взаимодействие в этих сетевых структурах.
Актуальность работы. Проблема раскрытия социальной природы малого предпринимательства является одной из наиболее актуальных проблем в современной социологии, разрабатываемой в теоретических и эмпирических исследованиях, проводимых в различных предметных областях социологии. Однако крайне мало внимания уделяется культуре малого предпринимательства и в особенности - проблеме генезиса и воспроизводства системы норм и ценностей конкретного предпринимательского сообщества. Вместе с тем проблема социальной сущности и социальной роли малого предпринимательства по-прежнему остается одной из наиболее актуальных для отечественной социологии. Малое предпринимательство, будучи укоренено в различных социальных сетях, взаимосвязано с различными социальными группами и вовлечено в деятельность множества социальных институтов, становится своеобразным социальным, культурным и экономическим индикатором социокультурных изменений, встроенным в различные поля и отражающим множественные социальные процессы, что образует его высокий познавательный потенциал. Малое предпринимательство действует на стыке традиционных семейных, современных рыночных, государственных и иных институтов, каждый из которых привносит свою специфическую логику, свои принципы обоснования в предпринимательскую деятельность.
3
стремление к законной прибыли в рамках своей профессии»20. Такой дух чужд традиционному мышлению и традиционному способу хозяйствования.
В результате Всбср делает вывод о том, что сам по себе человек не обладает никакой капиталистической природой (как это предполагал А. Смит), а капиталистический дух является результатом соответствующего воспитания и социализации в определенной среде, для которой неограниченное накопительство, рационализм и самоограничение в интересах дела являются высшими ценностями. Такой средой является, по мнению М. Вебера, протестантизм. Труд в этой среде получил высшую оценку и стал не просто средством существования, а смыслом жизни, долгом, во имя исполнения которого должны быть отвергнуты все возможные жизненные блага. Предприниматель, воспитанный в духе протестантизма, видит в своем деле, с одной стороны, смысл жизни, а с другой - религиозный долг, который останавливает его перед соблазнами, которые могут причинить ущерб предприятию.
Основные особенности классических теорий предпринимательства заключаются в том, что они главное внимание они уделяют природе предпринимательства и социальным ролям предпринимателей. Для классических теорий феномен предпринимательства неотделим от функционирующего в форме предприятия капитала. Предприниматель рассматривается прежде всего с точки зрения его функционально-ролевой специфики в производственном процессе. Собственно социальная роль рассматривается как вторичная по отношению к экономической. Классические теории предпринимательства отличает монофункциональный подход - предприниматель рассматривается как носитель только одной общественной роли - хозяйственной функции. Здесь в основном рассматривают предпринимателя как индивида, которому доступен определенный источник, ресурсы которого этот индивид имеет возможность (и необходимость) расходовать в рамках социально заданной системы капиталистического производства. Доступность ресурсов оказывается для такой концептуальной схемы более важным фактором, чем внутренние качества предпринимателя как личности или его связь с социальными институтами (хотя в более поздних концепциях Вебера и Зомбарта видна смена исследовательского ракурса и перенаправление его на данный аспект).
1.3. Современные теории предпринимательства.
Предпосылки для пересмотра классических теорий предпринимательства начали формироваться уже в 30-40-х гг. XX в., а к началу 1950-х гг. полностью сформировались условия для создания группы современных концепций предпринимательства. Базовым он-
20 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма / Избранные произведения. - М., 1990. С. 85,
18
тологическим фактором, определившим потребность в новом уровне исследовательской рефлексии в рассматриваемой сфере, стал процесс постиндустриального развития социально-экономической системы, которая в 1980-е гт. вступила в фазу информационного общества. Одновременно наметилась тенденция перехода от общества модерна к обществу постмодерна, в процессе которого происходила принципиальная трансформация социальной системы, связанная с пересмотром представлений о структурных позициях и социальных ролях ее субъектов.
В этих условиях классические теории предпринимательства уже не могли адекватно отразить действительные место и роль данного феномена в обществе, т. к. опирались на результаты анализа социальной системы эпохи индустриального общества. В то же время кризис массового общества первой половины XX в. удалось преодолеть во многом благодаря трансформации функциональной структуры предпринимательства и изменению социальной оценки предпринимательской деятельности. Постиндустриальная инновационная экономика по своей сути оказалась в значительно большей степени проникнута духом предпринимательства, чем экономическая система эпохи традиционного капитализма. В результате вначале в развитых западных, а впоследствии - практически во всех ориентированных на интенсивную модернизацию странах сложилась система социально-государственной поддержки предпринимательской деятельности при одновременном жестком ограничении монополий.
Современные теории предпринимательства в своей массе не отвергают концепции классиков, но, как правило, существенно дополняют их содержание, основываясь на предшествующих теориях (неоклассическая школа, новая австрийская школа, новая теория риска).
Функциональный подход Т. Парсонса применительно к предпринимательству нашел выражение в присвоении данному феномену функции интеграции в знаменитой пар-сонсовской «социальной системе». Как известно, экономическая подсистема в социальной системе выполняет функцию адаптации, обеспечивая ее приспособление к внешней среде. Далее, поскольку каждая из подсистем рассматривается как специализированная на выполнении одной из функций более широкой системы, то и подсистема более низкого уровня также выступает как система, обладающая своими адаптивными, целевыми, интегрирующими и сохраняющими порядок функциями и институтами. В экономической подсистеме адаптивная функция закреплена за производством, целедостижение возлагается на подсистему финансовых институтов, сохранение порядка - на домашние хозяйства. Функция же интеграции (сохраняющая и воссоздающая посредством усвоения субъектами
19