Ви є тут

Девиации в социокультурном поведении подростков

Автор: 
Кучиц Татьяна Валерьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
193522
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
»
ВВЕДЕНИЕ..............................................................3
ГЛАВА I. Методологические проблемы формирования девиаций в
социокультурном поведении подростков..................................11
1.1. Культура и девиации, нормативно-ориентационный аспект их изучения..............................................................11
1.2. Особенности формирования девиаций в социокультурном поведении
подростков............................................................55
ГЛАВА П. Анализ становления и развития девиаций социокультурного
V* поведения современных подростков....................................85
2.1. Алкоголизм и наркомания как основные деструктивные формы проявления девиаций в поведении..................................................85
2.2. Влияние ближайшего социального окружения на социокультурное
поведение подростков................................................ 112
Заключение...........................................................136
Литература...........................................................140
Приложение...........................................................149
»
2
ВВЕДЕНИЕ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования обусловлена резким увеличением в последние годы девиантной активности подростков. Эти девиации определяются противоречиями, возникающими при взаимодействии различных социальных общностей с социокультурными ценностями. Социальная патология выступает как чуткий барометр общественной жизни. Наблюдается зависимость всех форм проявления девиации от социокультурных факторов. Особую остроту эта проблема приобретает сегодня в нашей стране, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних норм поведения. Устоявшиеся способы деятельности не приносят желаемых результатов. Рассогласование между ожиданиями и реальностью повышает напряженность в обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти за пределы сложившейся нормы. Зачастую отключаются культурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля. Особенно тревожит усиление негативных девиаций (преступность, алкоголизация и наркотизация населения, подростковая делинкветность, аморальность), рост социальной незащищенности граждан.
В обществе существует сложное взаимодействие нормативной культуры и разнообразных вариантов отклоняющихся, девиантных субкультур. Ситуация осложняется функционированием в переходном обществе взаимоисключающих ценностей и ценностных установок. Нередко - особенно в подростковой среде - подобный «плюрализм» («хаос») проявляется и на личностном уровне, в сознании конкретного человека.
Нездоровый образ жизни, размывание ценностных ориентиров являются тем фоном, на котором быстрыми темпами распространяются алкоголизация и никотинизация подростков, увеличивается употребление наркотиков и токсических веществ, всё более широкое распространение получают отступления от общечеловеческих норм нравственности, глубоко опустошающие и разрушающие духовный мир человека.
з
совершенства общественного человека, уровень его социализации, степень воспитанности, просвещенности, образованности.
В начале XIX в. слово «культура» использовалось либо как синоним слова «цивилизация», либо как его антоним. Слово «цивилизация» происходит от латинского слова civilis (гражданин), и в конце XVIII в. во французском и английском языках оно обозначало поступательный процесс человеческого развития, движение, направленное от варварства и дикости к порядку и утонченности, гражданственности.6 Однако если вернуться к рассмотрению многочисленных концепций культуры, возникших на просвещенном грунте европейской философии Нового времени, то можно отметить, что их объединяет взгляд на культуру, как на феномен, прежде всего духовной жизни общества. Процесс культурно-исторического развития связывается с распространением знаний, совершенствованием образования. Выдающиеся мыслители этой эпохи Ф.М. Вольтер, А. Тюрго, М. Кондорсе считали, что «культурность», цивилизованность нации или страны определяется совокупностью достижений в области науки и искусства, а французский ученый Ж. Ламетри и итальянский мыслитель Д. Вико отводили культуре решающую роль в общественном развитии. Научная теория цивилизации, в основе которой лежит различение понятий «культура» и «цивилизация», сформировалась в трудах Ж.-Ж. Руссо, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, а также в работах американских ученых Ф. Нортропа, А. Кребера и П.А. Сорокина, исходящих из представления о цивилизации, как особом этапе развития культуры или культурно-исторического типа, имеющем определенные признаки:
1) культурная общность людей, обладающих некоторым социальным генотипом и социальным стереотипом;
2) освоенное, достаточно автономное и замкнутое мировое пространство;
3) определенное место в системе других цивилизаций. '
6 С.В. Лурье Историческая этнология.- М.:Аспскт-Пресс,1998.-с.138-139.
В истории мировой философии нового времени наиболее полно концепции культуры представлены в философии И.Канта, Г.Гердера, Г.Ф.Гегеля, философии жизни (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, В.Дильтей,
Г.Зиммель и др.), философии истории (О.Шпенглер, А.Тойнби,
Н.Я.Данилевский и др.), неокантианской традиции (Г.Риккерт, В.Виндельбанд, Э.Кассирер и др.), феноменологической философии (Э.Гуссерль и др.), психоанализе (З.Фрейд, К.Юнг и др.).
В современной западной философии можно выделить следующие определения культуры, встречающиеся в современной философской литературе:
- общий и принятый всеми способ мышления (К.Юнг);
процесс прогрессирующего самоосвобождения человека
(Э.Кассирер);
- то, что отличает человека от животных (В.Ф.Оствальд);
- совокупность факторов и измененных условий жизни, взятых вместе с необходимыми для этого средствами (А.Гелен);
- сотворенная человеком часть окружающей среды (М.Херскович);
- система знаков (Ч.Моррис, Ю.М.Лотман);
специфический способ мышления, чувствования и поведения (Т.Эллиот);
- совокупность материальных и духовных ценностей (Г.Францев);
- «единый срез, проходящий через все сферы человеческой деятельности» (М.Мамардашвили);
- способ и технология человеческой деятельности (Э.С.Маркарян);
- все то, что человек творит, осваивая мир объектов — природу, общество и пр. (М.С.Каган);
- социально значимая творческая деятельность человека, взятая в диалектической взаимосвязи с ее результатами (Н.С.Злобин); производство самого человека во всем богатстве его связей с обществом (В.М. Межуев);
15