Ви є тут

Способы формирования социально-культурной ответственности современного российского предпринимательства

Автор: 
Оганьянц Юрий Рафаилович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2006
Артикул:
193799
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ.........................18
1.1. Социальная ответственность: общие понятия, ответственность предпринимателя......................................18
1.2. Факторы, влияющие на процесс развития социально-культурной ответственности......................................36
1.3. Международные принципы социально-культурной ответственности современного бизнеса.................................49
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬУТРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В
КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСОКГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА..............................................70
2.1. Концептуальные основания способов формирования социально-культурной ответственности российского предпринимателя (СКОРІЇ).............................................70
2.2.Российская модель социальной ответственности
предпринимательства и социально-ответственной компании 82
2.3. Анализ практики и перспективы социально-культурной ответственности российского предпринимательства......94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................107
БИБЛИОГРАФИЯ...........................................113
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................121
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследовании.
Социально-культурная ответственность предпринимательства - одна из фундаментальных ценностей цивилизованного общества, его политики, экономики и культуры.
Несмотря на благоприятные перемены в современном российском предпринимательстве, вопрос о его социально-культурной ответственности остается открытым. Он напрямую увязывается в нашем обществе проблемами социальной справедливости и бедности, доступом к качественному образованию, здравоохранению, культуре, достойному жилью.
Бизнес и общество - это единая взаимосвязанная система. Эффективное предпринимательство - основа сильного общества и сильной экономики, что является основой здорового общества. Здоровое общество - необходимое условие дальнейшего роста, развития и процветания бизнеса. Таким образом выигрыш от реализации компанией современной социально-культурной политики оказывается обоюдным. Такая политика - основа бизнес-стратегии любого российского предприятия, ориентированного на долгосрочное развитие.
Всей своей деятельностью предпринимательская компания воздействует на общество, использует его общественные ресурсы, содействует, или наоборот, препятствует развитию социально-культурных отношений. Социальная ответственность современного российского
предпринимательства состоит в функционировании таким образом, чтобы без ущерба для своей основной деятельности, обеспечить максимально положительное воздействие на общество и его культуру в целом. Поэтому социальная ответственность современной любой компании должна распространяться на всю ее деятельность, только в этом случае социальная ответственность становится системной политикой, основой стратегии долгосрочного развития современного российского предпринимательства.
3
Миссия организации состоит в том, чтобы обеспечивать компаниям коммерческий успех, достигаемый на основе уважения и развития личности, удовлетворения интересов общества, бережного отношения к окружающей среде. Организация проводит исследования, снабжает компании необходимой информацией, обеспечивает учебными и тренировочными программами, проводит семинары и конференции, обучение персонала оказывает методическую и консультационную помощь компаниям по всем аспектам корпоративной социальной ответственности.
Крупная фармацевтическая компания «Дюпон фармацевтикалс», являющаяся членом рассматриваемой организации, в своем Кодексе поведения отразила такую ценность: «"Дюпон фармацевтикалс", подобно другим кампаниям, является социальным институтом, и мы признаем нашу социальную ответственность. Развивая таланты сотрудников, мы оцениваем себя нашей способностью служить обществу — через наши продукты, наши финансовые и личные обязательства перед общиной, неукоснительное следование строгим этическим стандартам»10.
Культура современной российской предпринимательской среды представляет собой конгломерат стереотипов поведения предшествующих эпох, заимствований из западной культуры предпринимательства и складывающихся ныне ценностных установок, нацеленных на удовлетворение требований рынка, приоритет общественных, а не личных ценностей.11 Тема социально-культурной ответственности российского предпринимательства имеет, безусловно, прикладной характер и только начинает развиваться.12
На сегодняшний день недостаточно специальных работ отечественных исследователей, рассматривающих способы формирования социальнокультурной ответственности современного российского
предпринимательства. Актуальностью проблемы и недостаточной
10 Business for Social Responsibility: Annual Issue. - San Francisco, 2001.
11 Бсзгодов А.В. Очерки социологии предпринимательства. M. 1999.
12 Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка.- «Ассоциация менеджеров России», 2003.
14
разработанностью данной темы обусловлен выбор объекта и предмета, а также цели исследования.
ОБЪЕКТ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Объектом данного исследования является социально-культурная ответственность современного российского предпринимателя.
ПРЕДМЕТ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Предметом диссертационного исследования являются способы формирования социально-культурной ответственности в среде современного российского предпринимательства.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Основная цель диссертационной работы заключается в комплексном социологическом исследовании основных способов формирования социально-культурной ответственности современного российского предпринимательства.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать теоретико-методологические основы социальнокультурной ответственности предпринимательства;
- рассмотреть социальную ответственность предпринимательства;
- рассмотреть социальную ответственность предпринимательства перед обществом, потребителями и перед персоналом;
- выявить факторы, влияющие на процесс развития социально культурной ответственности;
- изучить международные принципы социальной ответственности современного бизнеса;
- выявить и проанализировать социально-культурную ответственность в контексте современного российского предпринимательства;
- концептуально обосновать способы формирования социально-культурной ответственности российского предпринимательства;
- проанализировать практику и перспективы социально-культурной ответственности российского предпринимательства.
15