Ви є тут

Экономическая культура предпринимателей как фактор становления рыночного хозяйства

Автор: 
Лоскутова Светлана Николаевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2005
Артикул:
195385
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Предприниматели в структуре рыночного хозяйства
1.1.Предприниматели как социальный слой 1.2.Экономичсская культура как фактор легитимации предпринимательской деятельности Глава II. Российское предпринимательство как объект социологического анализа
2.1. Российское предпринимательство: история и современность
2.2.Профессионализм и нравственность как важнейшие элементы экономической культуры
2.3. Основные тенденции развития экономической культуры предпринимателей в России Заключение
Примечания
Приложения
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Предпринимательство -динамичный элемент рыночного хозяйства, симптоматичный признак либеральной экономики. Одним из наиболее распространенных и эффективных видов инновационной деятельности является предпринимательство, социально-организованный опыт которого в новейшее время в России составляет немногим более 10 лет. Это обстоятельство дает возможность не только обобщить существенные массивы данных, но и обосновать вполне оформившиеся тенденции, а также проверить правильность научных предположений относительно социальной роли предпринимательства, которые были сформулированы учеными в начале 90-х гг.
Актуальность исследования обусловлена также тем, что положение предпринимателя носит крайне неустойчивый характер, а также тем, что в предпринимательстве и в других инновационных видах деятельности видится способ выхода из преодолеваемого социального кризиса. Социально-организованный опыт предпринимательства в новейшее время в России составляет немногим более 10 лет. К сожалению, предпринимательство в нашей стране не стало широким слоем, а те группы, которые занимаются предпринимательством, не обладают в достаточной степени экономической культурой, а авторитет этих лиц в глазах населения весьма невысок. Это происходит, с одной стороны, в силу того, что на длительный период времени были прерваны традиции российского предпринимательства и утрачен официальный статус предпринимателя в обществе, с другой - потому что современный российский рынок сформировался в условиях ускоренной модернизации. Это привело к бурному развитию социально-экономических отношений, не всегда имеющих прогнозируемый характер.
Если рассмотреть всю совокупность современных теорий предпринимательства, то можно выделить ряд ключевых позиций, по которым происходит трактовка данного социального слоя. Например, Дж. Гэлбрейт склонен считать предпринимательство важнейшим элементом социально-экономической системы, которая определяет характер всех отношений в обществе [2]. Ф. Хайек провел анализ социально-политического аспекта предпринимательства, места и роли предпринимателей в социально-политической системе, взаимосвязи хозяйственных и политических процессов и специфической роли предпринимателей в социально- политической динамике современного общества [3].
Благодаря работам П. Верхана, стал актуальным анализ социокультурного аспекта предпринимательства как процесса взаимодействия хозяйственных субъектов с неэкономическими факторами общественной динамики и проблем социальной ответственности субъектов предпринимательства. С учетом ролевых характеристик в российском законодательстве предпринимательство определено как осуществляемая на свой риск деятельность по получению прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированная в этом качестве в установленном законом порядке.
Социально-экономическая функция выражена в следующем определении предпринимателя: "владелец капитала, занимающийся
управлением предприятия для продажи товаров или услуг ради прибыли" [4].
На наш взгляд, базовыми свойствами предпринимательства можно считать организационно-хозяйственное новаторство и экономическую свободу хозяйствующего субъекта. Некоторые авторы выделяют (наряду с необходимыми базовыми) возможные или вторичные свойства предпринимательства. Производными, дополняющими и раскрывающими
суть базовых свойств выступают такие признаки, как рискованность деятельности предпринимателя, лидерство, владение ресурсами и т.п. Что касается базового признака - экономической свободы хозяйствующего субъекта, то она понимается как наличие определенной совокупности прав, гарантирующих автономное, самостоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы хозяйственной активности, методов ее осуществления, использования продукта и дохода, приносимого данной деятельностью.
Предпринимательское поведение определяется нами как понятие, обозначающее специфический вид активности социального субъекта, связанный с возможностью самодостаточного распоряжения своей творческой деятельностью, ресурсами, результатами труда по всему спектру предпринимательской самореализации: способность принимать решения, нести ответственность, организовывать, изменять содержание инновационного, рискованного, самостоятельного, продуктивного поведения с целью извлечения дохода из элементов неопределенности рыночной среды. Ментальность, или дух предпринимательства, связана с новаторским поиском, независимостью, инакомыслием, верой в свои силы, готовностью к риску и т.д.
Предпринимательство - это не только самый динамичный элемент рыночной экономики, но и социально важный слой общества. Социальная функция предпринимательства носит стабилизационный характер. Дело в том, что с точки зрения социальной стратификации, занятых в предпринимательстве следует отнести к среднему классу. Последний важен не только в силу его многочисленности, но и с позиций его социально-психологической роли в обществе, ибо как никто другой, средний класс заинтересован в социальной стабильности и бесконфликтном развитии общества.
Плодотворной представляется идея Г. Зиммеля о том, что стабильность общества зависит от удельного веса и роли среднего слоя