Ви є тут

Эффективность государственных региональных социальных программ

Автор: 
Саушкин Александр Владимирович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
195432
179 грн
Додати в кошик

Вміст

-2-
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................-3-
I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО-14 -ПРОГРАММИРОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ............- 14 -
1.1. Социальное программирование в системе социологических категорий .-14-
1.2. Критерии и показатели социальной эффективности....- 30 -
II. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ................................................-49-
II.1. Оценка эффективности деятельности региональных социальных служб .- 49 -11.2. Анализ эффективности государственных программ социальной защиты населения в регионе.............................- 64 -
Ш. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.........................- 82 -
III. 1. Социальная эффективность деятельности службы занятости
как органа реализации государственной политики занятости населения в
регионе................................................- 82 -
Ш.2. Оценка социальной эффективности Комплексной программы содействия занятости населения Саратовской области на 2003-2005 годы -101-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................-127-
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................- 130 -
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................- 144-
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что социальное программирование играет в современной России всё возрастающую роль, оно пронизывает практически все сферы жизни общества. Происходит плавная модернизация недостаточно эффективной социально-политической системы страны с помощью программно-целевого метода.
Любая форма человеческой деятельности связана с опережением каких-то конкретных действий их мысленным образом и определенным способом, т.е. определенной программой. Это тем более важно, когда речь идет об организации и координации совместных действий, управлении совокупной деятельностью в социальных общностях, начиная от самых малых и кончая глобальными.
Применительно, к политико-управленческой практике сутью социального программирования является нахождение и обоснование алгоритма предстоящих действий по решению определенной общественной проблемы и достижению необходимого (желаемого) результата. Социальное программирование проявляется в различных формах: нормообразовании, нормативном (программном) прогнозировании, проектировании, планировании и т.д.
Обоснованные социальные нормы и решения (программы), содержащие в себе образ результата (цель) и способ его достижения (методы и процедуры деятельности), дают возможность влиять на социальные процессы целенаправленно, комплексно, систематизированно.
На протяжении многих десятилетий в нашем обществе складывалась особая система социального программирования, основными формами которой были партийные директивы и тотально-государственное планирование. Когда в начале 90-х годов эта система себя исчерпала, начался поиск новых форм социального программирования, адекватных ориентации на рыночную экономику и
- 14-
I. Теоретико-методологические основы социального программирования и социальной эффективности
1.1. Социальное программирование в системе социологических категорий
Изучение социального программирования как общественного явления, выяснение сущности его логично начать с определения основных понятий, разработки аппарата для дальнейшего исследования этого феномена.
Понятийно-категориальный аппарат призван помочь ответить на вопросы как содержания так и форм программирования, места и роли его в теории и практике общественного управления.
Слово программирование древнегреческого происхождения («про» - заранее, наперед; «грамма» - пишу, обозначаю). Оно было связано с выражением в письменном виде определенного круга действий понимаемого в значениях: предсказывать предвещать; предупреждать, предостерегать; заявлять, указывать; объявлять, возвещать, провозглашать; приказывать, предписывать1.
Во всех этих значениях есть нечто общее, а именно, то, что все они обозначают определенную сторону человеческой деятельности, связанную с предварительным планированием будущих действий, в том числе и ограничений их. Сторона эта носит общественный характер, децидивную (связанную с решением), а также деонтичную (предписательную) направленность, предполагает выражение такой деятельности в продукте - программе (в древнегреческом - публичном объявлении, предписании).
В современном толковании программы обычно выделяются следующие основные значения:
• план деятельности, работ;
1 Древнегреческо-русский словарь. / Сост. И. X. Дворецкий; Под ред. О. И. Соболевского. - М, 1958. С. 1369.
• изложение основных положений и целей деятельности политиче-
ской партии, организации или отдельного деятеля;
• краткое изложение содержания учебного предмета;
• упорядоченная последовательность действий для ЭВМ, реализую-
щая алгоритм решения некоторой задачи1.
Этот термин также употребляется в значениях: перечня (указателя) театральных, концертных номеров, выступлений, исполняемых ролей и исполнителей, радио и телепередач, тем и авторов докладов и сообщений на научных конференциях (совещаниях) и т. д. Следует отметить дальнейшее расширение сфер использования данного понятия.
В приводимых и других известных определениях обычно перечисляются основные проявления программы без указания на сущность этого феномена. Нам неизвестны специальные работы, посвященные терминологическому анализу понятия программа.
В известной мере это обстоятельство можно объяснить тем, что потенциальный диапазон применения данного термина позволял переносить общий смысл его на ту или иную сферу использования и в ее рамках уточнять аспектное значение. Однако дальнейшее увеличение сфер использования и значений делает актуальной необходимость специального анализа и обобщения практики применения понятия, выявления его сущности, более точного определения содержания.
Употребление понятия «социальная программа» отнюдь не упрощает задачу, ибо само толкование социального может быть предельно широким, тождественным общественному вообще и более или менее узким, соотносимым лишь с особой областью общественного. Причем, данная область в различных определениях имеет разные границы и набор составляющих.
В одном из первых определений понятия «социальная программа» в отечественной научной литературе К. И. Микульский так обозначил основной спектр значений.
1 Большая Советская Энциклопедия. - Изд. 3 Т. 21. - М., -1975. С. 20.