Ви є тут

Туризм как элемент рыночной экономики современной России

Автор: 
Филатова Ирина Николаевна
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2004
Артикул:
195441
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................3
ГЛАВА I. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТУРИЗМА
§ 1. Социальная сущность туризма...........................18
§ 2. Социальный тип российского туриста....................31
§ 3. Мультипликативное воздействие туризма на социально-экономические отношения в обществе.......................................49
ГЛАВА И. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА
§ 1. Становление туристского рынка в России................65
§ 2. Социально-экономическое развитие рынка въездного и внутреннего
туризма...................................................87
§ 3. Государственная политика в сфере туризма.............101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................120
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................130
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. К началу XXI века туризм превратился в глобальное социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере влияющее на мировое устройство и политику ряда государств и регионов мира.
По мере развития мировой экономики, расширения объемов международной торговли, совершенствования средств транспорча, связи, повышения интернационализации и глобализации мирового хозяйства увеличивается количество и разнообразие контактов и поездок граждан. Соответственно повышение уровня развития культуры, науки, образования способствует рост>' международных поездок не только по хозяйственным, но и культурным, политическим целям. Повышение благосостояния населения разных стран, увеличение количества свободного времени, а также необходимость полного восстановления человеческого фактора способствуют росту поездок с целью отдыха.
По оценкам зарубежных специалистов, в 2000 г. на сферу туризма и путешествий во всем мире приходилось 11,8 % мирового объема ВНП, 9,8 % мирового количества рабочих мест, 12 % мирового объема инвестиций и 10,7% мирового объема налоговых поступлений.1
В настоя щее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%; валютных поступлений - 14%. Так, если в 1950 г. число туристов во всем мире составляло 25 млн., а оборот туриндустрии - 2,1 млрд. долл. США, то согласно данным Всемирной Туристской Организации (ВТО) в 1995 г. в мире было зарегистрировано 576 млн. прибытий туристов, поступления от международного туризма достигли
1 Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.; Финансы и статистика, 2003. - с. з.
13
опросы руководителей турфирм).
Эмпирической базой исследования послужили данные Госкомстата РФ, статистических и таможенных органов РФ, комитета Саратовской области по физической культуре, спорту и туризму, материалы международных организаций (ООН, Всемирной туристской организации), а также материалы социологических исследований.
Использованы законодательные и нормативные акты Российской Федерации, документы и доктрины ЮНЕСКО по проблемам развития современного туризма в РФ и за рубежом.
Поскольку тема диссертации находится на стыке нескольких социальногуманитарных дисциплин, потребовалось привлечение и анализ литературы по экономике, социологии туризма и экономической социологии, культурологии, истории и т.п. В работе представлены материалы периодической печати, итоги конкретных социологических исследований, туристские, экономические и статистические обзоры. Осуществлялся анализ статистических материалов, изучались монографии, исследования, научные статьи, материалы СМИ, соответствующие нормативные акты.
Широко использовались публикации международных туристских организаций (Всемирная туристская организация — ВТО, Организация экономического сотрудничества и развития — ОЭСР, Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств — ФУААВ, Международная ассоциация туристских агентств — ВАТА и др.) по вопросам статистики выездного туризма из отдельно взятых стран (количество, распределение по странам и периодам, продолжительность путешествий, средние расходы на поездки и др.), публикации в рекламных каталогах и проспектах российских турфирм маршрутов и условия путешествий отечественных и иностранных туристов в РФ, использовались ресурсы глобальной сети Интернет.
Научная новизна диссертационного исследования обусловлена самой постановкой проблемы, недостаточно разработанной в социологической литературе, и состоит в следующем:
14
- выявлен механизм социального эффекта от туризма;
- определены основные социопсихологические типы и группы российских туристов среднего класса на основе анализа основных готовых пакетных туров;
- проанализированы темпы роста международных прибытий в Россию в 1995-2000 гг. и число поездок российских граждан за рубеж; показаны мотивационные факторы потенциала спроса на поездки иностранных туристов в РФ;
- выявлена взаимообусловленность процесса расходов туристов и общеэкономической деятельности, анализ изменения сальдо туристского баланса страны за последнее десятилетие;
- выделены факторы прямо или косвенно влияющие на развитие отечественного туризма;
- установлены принципы государственного регулирования туристской деятельности в России с учетом изменяющихся социально-экономических условий становления рынка туриндустрии;
- разработаны практические рекомендации по дальнейшему развитию туристской отрасли в России в современных рыночных условиях.
Поставленные исследовательские задачи, а также методологические принципы и направления их решения определили характер положений, выносимых на защиту:
1. Основная функция туризма - социальная. Развитие туризма помогает решить проблему организации досуга населения, способствует сглаживанию различий и предупреждению конфликтов в обществе, стимулирует формирование новых связей между отдельными людьми и группами, повышает образовательный и культурный уровень населения, приводит к распространению культурных ценностей.
Человек постоянно находится в стрессовых ситуациях, а это приводит к истощению, быстрому изнашиванию организма. Для того чтобы пополнить свои внутренние ресурсы, истощившиеся в ходе производственной