Ви є тут

Казахские этнографические коллекции в музейных собраниях Западной Сибири

Автор: 
Смелякова Анастасия Вячеславовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата культурологических наук
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
295
Артикул:
198632
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТУАЛИЗАЦИИ, ИЗУЧЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ
ЭТНОКУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ........................................16
1.1. Феномен этнографической коллекции.....................17
1.2. Этнокультурное наследие как ценность: аксиологический подход 30
1.3. Каталогизация этнографических коллекций как способ сохранения, изучения и трансляции этнокультурного наследия.......43
ГЛАВА 2. МЕЖДИСЦИПЛШТАРНЫЙ АНАЛИЗ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ФОНДОВ МУЗЕЕВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ПО КУЛЬТУРЕ КАЗАХОВ 69
2.1. Казахские этнографические коллекции в музейных собраниях Омской области.......................................73
2.2. Коллекции по культуре и быту казахов в музейных собраниях Тюменской области...................................115
2.3. Казахские этнографические собрания в музеях Новосибирской области.............................................128
2.4. Предметы казахской культуры в музеях Томской области.137
2.5. Методические разработки к подготовке этнографических каталогов. Создание каталога «Культура казахов в коллекциях западносибирских музеев»............................................ 141
2.6. Сравнительный культурологический анализ каталогов и музейных коллекций Западной Сибири по культуре казахов.......148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................159
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ..............................................164
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................168
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ............................................ 190
ПРИЛОЖЕНИЯ..............................*.....................191
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития общества актуализация, изучение и сохранение этнокультурного наследия продиктованы современными культурными проблемами, связанными с мировой тенденцией культурной универсализации, которая ведет к созданию единой всемирной культуры. Процессы глобализации поставили перед государствами, организациями и сообществами задачу безотлагательного решения вопросов сохранения культурной самобытности и неповторимости наций и народностей, культурного и языкового многообразия мира.
Одной из важнейших функций этнокультурного наследия, большая часть которого сосредоточена в музеях (этнографические коллекции), является поддержка в информационном обществе культурного многообразия, а потому оно предоставляет возможности и создает оптимальные условия для культурной самоидентификации. В последнее время эта часть наследия все более востребована различными исследователями: этнографами, музеологами, культурологами, искусствоведами. В музейных этнографических коллекциях заключен огромный информационный пласт. Выявление этой информации, исследование и ввод в научный оборот этнографических предметов через публикацию каталогов и современные информационные системы - одно из актуальных направлений сохранения, изучения и трансляции этнокультурного наследия.
Настоящая работа посвящена изучению и каталогизации этнокультурного наследия казахского этноса, представленного в музейных собраниях Западной Сибири. Российская Федерация соседствует с Республикой Казахстан, многовековые историко-культурные, политические, социально-экономические связи русского и казахского населения делают востребованными любые знания межэтнического взаимодействия, которые невозможны без изучения этнической культуры. На этом фоне остаются недостаточно введенными в научный оборот сведения о казахских этнографических коллекциях ряда музеев Западной Сибири.
33
отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности); во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного сознания (субъективные ценности, или ценности сознания)»1. Данная точка зрения на ценность во многом верна. Однако вызывает сомнение отнесение к ценностям отрицательных значимостей. Мы полагаем, что прав философ А.М. Коршунов, который обратил внимание на то, что не всякая значимость есть ценность. «Ценность, - отмечает он, - есть положительная значимость или функция тех или иных явлений в системе общественно-исторической деятельности человека... Явления, играющие отрицательную роль в общественном развитии могут интерпретироваться как отрицательные значимости... Ценностным является все то, что включается в общественный прогресс, служит ему»2. С этой точкой зрения согласен и П.В. Алексеев, который пишет: «Ценность - это не любая значимость явления, предмета, , а его положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы»'". Таким образом, исходя из данного подхода, этнокультурное наследие можно определить как ценность, обнаруженную в признании его особой положительной значимости.
Ответить на вопрос, благо ли этнокультурное наследие, возможно, выяснив, каковы ценностные основания (содержание) этого наследия. Для понимания сущности этнокультурного наследия, необходимо обратиться к самому понятию «культурное наследие». Дать определение феномену «культурное наследие» также сложно, как и дать определение самой культуре. В самом общем виде под культурным наследием понимают совокупность объектов окружающего человека мира, признаваемых на основе культурного опыта человечества и его предпочтений культурными ценностями4.
В отечественной научной традиции проблема определения культурного наследия неоднократно рассматривалась. Так, Ю.А. Веденин предложил инге-
1 Дробницкнй О.Г. Ценность // Философская энциклопедия. - М., 1970. - Т. 5. - С. 462.
2 Коршунов А.М. Диалектика субъекта и объекта в познании. - М., 1982. - С. 107-108.
5 Алексеев П.В. Ценность//Социальная философия. — М., 2004. - С. 126.
* Дьячков А.Н. Культурное наследие // Российская музейная энциклопедия: В 2 т. - М., 2001. - Т. I. - С.
312.
34
ресную трактовку культурного наследия, понимая под ним «систему материальных и интеллектуально-духовных ценностей, созданных и сбереженных предыдущими поколениями и представляющими исключительную важность для сохранения культурного и природного генофонда Земли и для ее дальнейшего развития»1.
Согласно К. М. Хоруженко, культурно-историческое наследие является одной из форм закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества. По его мнению, наследие представляет собой «духовный запасник и одно-
* О
временно источник, благодаря которому развивается современная культура»".
В работах Э. А. Баллера освещена проблема преемственности культуры и дано определение культурного наследия, под которым автор понимает в широком смысле «совокупность связей, отношений и результатов духовного производства прошлых исторических эпох», а в узком - «совокупность доставшихся человечеству от прошлых эпох культурных ценностей, критически осваиваемых, развиваемых и используемых в соответствии с конкретно-историческими задачами современности, в соответствии с объективными критериями общественного прогресса»3.
В связи с происходящими глобальными трансформациями в обществе понятие «культурное наследие» в настоящее время очень изменилось, было обогащено и поглотило не только традиционные представления, но также и разнообразные проявления повседневной жизни. Введение терминов «материальное и нематериальное наследие» в рабочий словарь ЮНЕСКО - последствия этого видения.
По мнению исследователя A.B. Лисицкого, культурное наследие представляет собой «довольно сложную ценностную социокультурную систему, несущую определенную, меняющуюся во времени и пространстве информацию»4.
1 Веденин Ю.А. Современные проблемы сохранешс. наследия // Культурное и природное наследие в региональной политике. Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции. - Ставрополь,
1997.-С. 4.
3 Хоруженко K.M. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону, 1997. - С. 640.
3 Баллср Э.А. Социальный вопрос и культурное наследие. - М., 1987. - С. 52.
■* Лисицкий A.B. Культурное наследие как ресурс устойчивого развития: дис. ... канд. культурологических наук. - М.: РГБ, 2005. - С. 15. - Режим доступа: http://\vmv.diss.rsl.ru/diss/05/0046/05ü046005.pdf