Ви є тут

Оружие как объект музейного экспонирования

Автор: 
Ерешко Юлия Владимировна
Тип роботи: 
диссертация кандидата культурологии
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
235
Артикул:
198635
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 3
Глава 1. Генезис музейного экспонирования оружия: 17
историко-культурогоческий аспект
1.1. Истоки и эволюция музейного отношения к оружию: от 17 утилитарных хранилищ оружия к многофункциональному музейному экспонированию
1.2. Тенденции развития музейного экспонирования оружия 60
Глава 2. Концептуальные основы экспонирования оружия 88
отечественных и европейских музеев
2.1. Свойства и функции музейного экспонирования оружия 88
2.2. Принципы архитектурно-пространственной и образно- 123 художественной организации музейного экспонирования оружия
Заключение 152
Примечания 160
Список литературы 175
Приложение
187
2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 3
Глава 1. Генезис музейного экспонирования оружия: 17
историко-культурогоческий аспект
1.1. Истоки и эволюция музейного отношения к оружию: от 17 утилитарных хранилищ оружия к многофункциональному музейному экспонированию
1.2. Тенденции развития музейного экспонирования оружия 60
Глава 2. Концептуальные основы экспонирования оружия 88
отечественных и европейских музеев
2.1. Свойства и функции музейного экспонирования оружия 88
2.2. Принципы архитектурно-пространственной и образно- 123 художественной организации музейного экспонирования оружия
Заключение 152
Примечания 160
Список литературы 175
Приложение
188
21
при осмотре экспонатов. В случае необходимости, создавались защитные ограждения»8.
К концу I в. до н. э. был поднят вопрос публичности частных коллекций, многие из которых стали доступны для зрителей. Храмы Рима, как, например, Храм Счастья, Храм Согласия, Храм Мира, - предоставляли возможность увидеть овеянное славой оружие и другие редкости. Посетителей проводили по устоявшемуся маршруту, экскурс гида в историю ограничивался легендами, именами оружейников и прежних владельцев оружия и вооружения. Ценность оружия, в глазах экскурсантов, заключалась в мемориальном характере предметов, количестве имен прославленных героев и владельцев оружия и связанной с ними историей.
В отличие от современных музеев античные собрания составляли неотъемлемую часть сакральной сферы бытия человека, постепенно приобретая прообраз музейных социокультурных функций: хранение, изучение, экспонирование с целью созерцания и наслаждения, раскрытия сакральной, исторической, художественной ценности оружия. Оружие связывается с другими предметами «определенными смысловыми и сюжетными взаимосвязями, участвуя в построении определенного визуально-концептуального ряда»9 хранилища.
В определенном смысле, о своеобразных истоках прообраза художественного экспонирования, можно говорить в связи с существованием оружейных мастерских, где экспонирование имело коммерческие цели выставки товара, демонстрации качества и художественной ценности изготовленного оружия. Одним из прообразов экспозиционной техники стал обычный прилавок или пространство стен оружейной мастерской, где развешивались как отдельные части вооружения, так и готовые произведения оружейного искусства. В экспозиции Рыцарского зала Государственного Эрмитажа представлен детский доспех (см. Приложение, рис. 1), стоявший ранее при входе в мастерскую оружейника, представляющий собой истинный шедевр оружейного искусства.
22
Как форма внемузейного экспонирования, демонстрация оружия в мастерских оставила в наследство редукцию индивидуального значения вещи и эффект визуального привлечения и завлечения.
В Средние века каждый гражданин, независимо от его рода деятельности и социального положения, должен был быть всегда готов к участию в войне, владеть искусством ведения боя, обладать мощным и прочным вооружением. Практически в каждом доме существовал свой арсенал, способный защитить членов семьи от непрошеных гостей, а город - от вражеских вторжений. Он мог состоять как из нескольких предметов, так и большого склада вооружения.
Нередко оружие являлось основополагающим компонентом экономической выгоды. Порой размер заработка слуг зависел от степени их экипировки. Победа в турнирах приносила не только славу, но и огромную материальную выгоду, позволяла получить приглашение на военную службу или добиться руки богатой невесты. В Средние века слово бедный вовсе не означало лишенный средств существования, а скорее символизировало невозможность вести образ жизни, соответствующий его статусу. Бедный рыцарь - это воин, чье материальное положение, при очередном повороте фортуны в неблагоприятную сторону, могло стать недостаточным для приобретения единственного комплекта вооружения. Такая категория рыцарей жила в основном за счет военной добычи и трофеев, полученных на турнирах. Война и турниры были необходимыми условиями их существования.
В эпоху Средневековья были основаны и функционировали многочисленные арсеналы (см. Приложение, рис. 2-3): частные,
государственные, общественные, территориальные и при оружейных мастерских.
Арсеналы не только хранили оружие, но и приобретали новые цели и функции бытования. Одна из крупнейших в Европе коллекций оружия Государственная оружейная палата г. Граца (Австрия) (см. Приложение,