Ви є тут

Театрализация музейного пространства как форма взаимодействия с посетителями

Автор: 
Щепеткова Ирина Анатольевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата культурологии
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
249
Артикул:
198654
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение....................................................................3
I
Глава первая. «Театрализация» как прием экспозиционного решения музейного пространства.................................................................23
1. Музейная экспозиция как художественный образ и семиотическая система...23
2. Язык современной музейной экспозиции....................................33
3. Типология «театрализации» музея.........................................41
4. Экскурсовод в пространстве «театрализованной» экспозиции................65
Глава вторая. Театральный спектакль как музееведческая проблема..............70
1. Спектакль как одна из форм нематериального культурного наследия 70
2. Театральные традиции как объект музеефикации...........................80
, 3. Типология музейно-театрального спектакля..........................109
Глава третья. Основные формы музейно-театрального спектакля.................133
1. Спектакли в старинных театрах-музеях.....................................133
2. Освоение театром новых пространств.......................................152
3. Спектакли в мемориально-литературных музеях и музеях-усадьбах русских писателей...................................................................175
Заключение..................................................................202
Приложение 1................................................................207
Приложение 2................................................................214
Список использованной литературы...........................................215
Введение
Актуальность темы исследования
Исследование такого явления современной культуры, как музейнотеатральный спектакль, т.е. спектакль, поставленный на специфической музейной «сценической площадке» (в пространстве экспозиции или на территории музейного комплекса), невозможно без выяснения особенностей культурного контекста, в котором он возникает, и связано с процессом, известным в музеях разного профиля с 1970-х годов под названием «театрализация музея». В свою очередь, изучение этого процесса приводит к необходимости анализа особенностей построения и функционирования музейной экспозиции и театрального спектакля, к сравнению двух видов зрелищности - музейной и театральной, а также существующих связей между музеем и театром.
В музееведении по-прежнему существует жесткое деление музеев в зависимости от их профиля, которое сегодня в большей степени отражает тематику музея, его общественный статус, и по отношению к существующей в нем экспозиции оказывается отчасти формальным признаком (пожалуй, исключением являются мемориальные музеи)1. Можно согласиться с М.Е.Каулен, что «в ситуации, когда большинство музейных учреждений можно определить как «комплексные», сам принцип классификации музеев по профилю перестает ра-

ботать, по крайней мере, теряет свой всеобъемлющий характер» . Сегодня все настойчивее проявляется тенденция, заключающаяся в новом взгляде на функционирование музея. Он становится не только хранилищем мемориальных предметов, уникальных произведений искусства, лабораторией для историков разных отраслей знания и подспорьем в работе школьных учителей, а также учреждением, которое дает возможность посетителю увидеть предметы, явленные
1 В театральной сфере тоже существует строгое деление на виды театрального зрелища, однако, термин «драматический театр» не дает представления о жанре идущего на его сцене спектакля.
2 Каулен М.Е. Методы актуализация объектов наследия и проблема классификации музеев //Теория и практика музейного дела в Росси иа рубеже XX - XXI веков. - ГИМ : труды. -Вып. 127. - М., 2001. - С.86-87.
Глава первая. «Театрализация» как прием экспозиционного решения музейного пространства.
1. Музейная экспозиция как художественный образ и семиотическая система.
Истории и теории музейной экспозиции посвящены работы российских ученых А.И.Михайловской, А.З.Крейна, М.Т.Майстровской, Т.П.Полякова, М.Б.Гнедовского, Т.П.Калугиной, Н.А.Никишина, Э.А.Шулеповой1 и др. Особенности эволюции «экспозиционного жанра» на примере музея конкретного профиля раскрываются в многочисленных статьях музееведов, художников-оформителей выставок. Как правило, авторы научных статей, посвященных экспозиционной деятельности и проектированию музейной экспозиции, отталкиваются от личного опыта, можно сказать, что в этой области существуют школы, пройдя которые молодой экспозиционер приобщается к тайнам ремесла. Конечно, экспозиция, как умение определенным образом организовать пространство для максимально удобного и пробуждающего творческую активность посетителя предъявления экспонатов, имеет свою историю. Для нас, в контексте выбранной темы интересен вопрос о том, насколько «эластична» природа музейной экспозиции и может ли она присваивать себе, казалось бы, несвойственные ей функции и ассимилировать языки других систем культуры.
Музей возник тогда, когда человек ощутил потребность в сохранении материальных знаков - предметов быта давно прошедших эпох, уникальных исторических и природных феноменов, произведений искусства, мемориальных предметов, принадлежащих людям, внесшим свой вклад в развитие цивилиза-
1 Михайловская А.И. Музейная экспозиция. - М. : Советская Россия, 1964; Майстровская М.Т. Музейная экспозиция. Искусство - Архитектура - Дизайн. Тенденции формирования. -М., 2000; Поляков Т.П. Актуальные проблемы отношения содержания и формы музейной экспозиции : автореф. дис. канд. история, наук. - М., 1988; Гнедовский М.Б. Проектирование в музейном деле: история и перспективы //Музеи мира : сб.науч.ст. - М., 1991; Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. - СПб. : Петрополис, 2001; Никишин H.A. Музейные средства: знаки и символы //На пути к музею XXI века : сб. науч. ст. - М., 1997; Крейн А.З. Жизнь музея. - М. : Советская Россия, 1979; Рождественский К.И. Ансамбль и экспозиция. - J1.: Художник РСФСР, 1970; Мазный Н.В., Поляков Т.П., Шулспова Э.А. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. - М., 1996.
24
ции и культуры. С течением времени музей превратился в социокультурный институт с разветвленной сетью специализированных направлений деятельности. Появились музеи разных видов (государственные, частные), типов (учебные, научные, просветительские), профилей (исторические, литературные, ху-• дожественные, искусствоведческие, архитектурные, естественно-научные, тех-
нические, отраслевые, комплексные и т.д.), подчиненные разным задачам и демонстрирующие разные модели отношений между экспозиционером и посетителями. Однако всех их сегодня объединяет необходимость создания выразительной, запоминающейся экспозиции. В любом случае она становится «лицом» музея, тем, что он предъявляет посетителям в качестве своей состоятельности и самобытности.
__
Традиционно музей создавался на основе частных коллекций . В музееведческой литературе достаточно разработан вопрос о мотивации предмузейно-го и музейного собирательства3, в том числе, и как склонность человека к упорядочению явлений, закрепляющих свое присутствие в предметах материальной культуры, и как способ ухода от действительности. Однако можно предположить, что человеку изначально присущ «ген собирательства», приобретения чего-то оригинального, единичного, красивого. Такое предположение приходит по аналогии с выводами одного из ведущих реформаторов театра XX века
Н.Евреинова о феномене возникновения театра. Он считал, что человек с самого рождения «заражен вирусом театральности», который дает ему возможность реализовать свое творческое «Я», в том числе, и в структуре театральной игры.
В шествиях во славу древнегреческого бога виноделия Диониса или в Элевсинских мистериях мы можем увидеть как зачатки театрального действия, так и специфическое предъявление магических предметов-тотемов, связанных с
2 Становление музея как социокультурного феномена происходит с XV по конец XVIII век. С 1790-х годов до начала XX века музейное дело выделяется в самостоятельную отрасль куль-
^ туры, появляются публичные музеи и картинные галереи. Научное музееведение начинает
формироваться в конце XIX века. Симптоматично, что театроведение, как научная дисциплина, определяется сначала в Европе, а потом и в России примерно в это же время, хотя история театра, так же как и многочисленные попытки его философского осмысления к этому моменту уже насчитывают тысячелетия.
3 Сакральная, экономическая, социального престижа, групповой принадлежности и т.д. См.: Грицкевич В.П. История музейного дела до конца XVIII века. - СПб.: СПбГУКИ, 2001.