Ви є тут

Теоретические основы и технические решения для защиты авиационных двигателей от попадания твердых посторонних предметов с поверхности аэродрома

Автор: 
Комов Алексей Алексеевич
Тип роботи: 
Дис. д-ра техн. наук
Рік: 
2005
Артикул:
12896
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Введение,
Проблема повреждения рабочих лопаток компрессоров твердыми посторонними предметами ПП, попадающими в воздушный тракт, возникла одновременно с появлением в 1ражданской авиации самолетов с газотурбинными двигателями. Решение проблемы повреждения двигателей твердыми посторонними предметами позволит повысить безопасность и регулярность полетов гражданских самолетов. В общем случае под твердыми посторонними предметами будем понимать твердые неорганические частицы в виде частиц битума, бетона, гранитного гравия, которые, вследствие разрушения слабых мест аэродромного покрытия, появляются на поверхности взлетнопосадочных полос ВШ1 и рулежных дорожек РД. Попадание твердых посторонних предметов в двигатель приводит к повреждениям элементов проточного тракта.
Повреждения рабочих лопаток компрессора авиационных двигателей приводят к вынужденным простоям самолетов изза дефицита двигателей и требуют больших дополнительных материальных затрат на ремонт двигателей, не выработавших установленный ресурс. i, восстановление нр авиаремонтном заводе двигателя, поврежденного посторонними предметами, обходится авиакомпании в сумму порядка 00 тысяч долларов. К примеру, ежегодные затраты в ОАО Аэрофлот, связанные с повреждением двигателей ДЗОКУ4 посторонними предметами, составляют четверть миллиона долларов США. В Авиакомпании Красноярские авиалинии затраты по этой же причине на парке самолетов ТУ4М составляют 0 тысяч долларов США ежегодно 9.
Попадание в авиационные двигатели посторонних предметов влияет не только на нарушение регулярности полетов и простои ВС, не только на большие материальные затраты, направленные на восстановление двигателей, но и на безопасность пологов самих ВС.
Известны случаи, когда попадание в двигатель посторонних предметов является причиной летных происшествий. Так, на штурмовике А изза попадания посторонних предметов в году отмечено 6 летных происшествий класса В ущерб при таком летном происшествии составляет .0 тысяч долларов США. Всего с начала эксплуатации данных самолетов, парк которых составлял порядка 0 штук, отмечено летных происшествий изза попадания посторонних предметов 0.
августа года на самолете АН40 бортовой номер 0 на посадке произошло нелокализованное разрушение рабочих лопаток вентилятора двигателя силовой установки 3. Причиной разрушения рабочих лопаток вентилятора послужило попадание твердог о постороннего предмета в канал двигателя.
Попадание посторонних предметов в тракт двигателей НК82У на самолете ТУ4Б стало причиной так называемых титановых пожаров. Серия титановых пожаров на самолете ТУ4Б была вызвана, в основном, одной причиной в случаев причиной пожаров служило попадание посторонних предметов в воздушный тракт твердых посторонних предметов. Титановые пожары двигателей НК82У на самолете ТУ4Б подтвердили, что попадание твердых посторонних предметов в воздушный тракт двигателя может приводить не только к отказному состоянию двигателя, но и к возникновению сложной ситуации.
Безопасность полетов ВС, определяемая свойством авиационнотранспортной системы осуществлять воздушные перевозки без угрозы для жизни и здоровья людей, зависит от многих факторов и, в первую
очередь, от уровня летной годности ВС, требования к которой изложены в авиационных правилах АП, АП, определяемых как Нормы летной годности НЛГ для различных типов ВС.
Для безопасности полетов нормами летной годности в нормативнотехнической документации предусматриваются специальные требования к защите двигателей от попадания посторонних предметов
Авиационные правила АП 8 п. 2 Каналы воздухозаборников следует размещать или защищать таким образом, чтобы свести к минимуму засасывание посторонних предметов при взлете, посадке и рулении.
Авиационные правила АП 7 п. с 2 Самолет должен быть спроектирован так, чтобы предотвратить прямое попадание воды, слякоти и других посторонних предметов с взлетнопосадочной полосы, рулежных дорожек или других эксплуатационных поверхностей аэродрома в каналы воздухозаборников основных или вспомогательных двигателей в опасных количества в течение взлета, посадки и руления .
ЕНЛГС 5 п.7.6.1.3. Воздухозаборник должен быть скомпонован на самолете или защищен специальными устройствами сетки в канале, струйная защита, щитки на колесах шасси и др. таким образом, чтобы при рулении, взлете и посадке самолета попадание внутрь воздухозаборного устройства посторонних предметов с поверхности аэродрома не вызывало механических повреждений деталей двигателя. При использовании реверса тяги растекание реактивных струй по поверхности аэродрома должно быть организовано таким образом, чтобы исключать попадание внутрь воздухозаборника посторонних предметов с поверхности аэродрома, вызывающее механические повреждения деталей двигателя.
Проверка соответствия типа самолета требованиям Нормам летной годности должна проводиться при испытаниях, в которых проверяется
обеспеченность защиты от попадания посторонних предметов в двигатель с ВПП при рулении, взлете и посадке 5, 4, 6.
Однако при проведении испытаний самолета на этапе сертификационных заводских и контрольных испытаний получают лишь качественную оценку защиты двигателей от попадания посторонних предметов. Следует отметить, что натурные испытания сопряжены со значительными материальными вложениями, требуют создания целого комплекса дополнительной аппаратуры и проводятся, как правило, на уже построенных опытных образцах самолетов, что затрудняет внесение существенных изменений в конструкцию самолета.
Количественную оценку вероятности повреждения рабочих лопаток .двигателя посторонними предметами на этапе проведения натурных испытаний получить невозможно.
Как правило, количественную оценку защищенности двигателей получают лишь после обобщения опыта нескольких лет эксплуатации воздушных судов. При несоответствии уровня наработки на досрочный съем двигателей по причине повреждения лопаток компрессора в эксплуатации предприятиямиразработчиками самолета и двигателя производятся вынужденные доработки систем защиты двигателя на самолете и расширение норм на величину допустимых повреждений лопаток компрессоров 1, что приводит к дополнительным материальным затратам.
Вместе с тем, в технических требованиях на нормирование допустимых эксплуатационных повреждений лопаток компрессоров газотурбинных двигателей гражданской авиации 5 рассматривается не только качественная оценка защиты двигателя от попадания посторонних предметов, но и количественная, а именно .средства защиты должны препятствовать попаданию посторонних предметов в двигатель с ВПП, РД и
МС и обеспечивать не менее 0 часов наработки на один случай повреждения, требующий замены лопаток или ремонта в эксплуатации, и не менее 0 часов наработки на один случай повреждения забоинами, при которых двигатель может быть допущен к дальнейшей эксплуатации без ремонта в эксплуатации.
Таким образом, вероятность повреждения рабочих лопаток компрессора посторонними предметами можно оценить как величину 4 на один час полета воздушного судна, что сравнимо по величине с вероятностью возникновения сложной ситуации в полете, приводящей к снижению безопасности полета 8.
Становится очевидным необходимость получения, до поступления конкретного типа воздушного судна в массовую эксплуатацию, не только качественной, но и количественной оценки защищенности двигателей от посторонних предметов, которые могут быть заброшены в воздухозаборники с поверхности ВПП. Более перспективным можно считать, согласно требованиям части Авиационных правил, получение оценки защищенности двигателей расчетным путем еще на стадии проектирования воздушного судна 6.
Расчеты по оценке защищенности двигателей базируются на результатах модельных и натурных исследований причин попадания посторонних предметов на вход в двигатели.
Причины попадания посторонних предметов на вход в двигатели различны, это н вихревое течение под воздухозаборником, и вылет частиц изпод колес шасси, и заброс частиц реверсивной струей. Недостаточная изученность причин и условий попаданий посторонних предметов в ГТД препятствует созданию эффективных конструктивных и эксплуатационных мероприятий по предотвращению досрочного съема двигателей ДСД из эксплуатации изза попадания посторонних предметов.
Настоящая работа посвящена обоснованию и разработке методик обеспечения защищенности двигателей от попадания в них твердых посторонних предметов с поверхности ВПП, которые могут быть заброшены вихревым течением, колесами шасси, реверсивными струями.
Актуальность