Ви є тут

Теорія і практика виховання громадянськості в школах Франції у контексті Європейської інтеграції

Автор: 
Алексєєва Олександра Вікторівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U001427
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ТЕХНОЛОГИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ ФРАНЦИИ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ
2.1. Гражданское воспитание и преподавание прав человека в школах Запада в
контексте Европейской интеграции
Перестройка общественной жизни, осмысление ее социокультурных предпосылок и
последствий составляет одну из основ перехода к новому состоянию общества.
Реализация новых подходов и выработка стратегических перспектив предполагает
наиболее полное обеспечение высокого положения каждого человека, что в
последнее время принято называть суверенитетом личности [5,62].
Личность, прежде всего, требует свободы и неприкосновенности. Государство не
может быть неограниченным властелином над личностью. Личность стоит выше
государства, и никакое государство не может рассматривать ее как свое
вспомогательное орудие. Следовательно, право служит обеспечению свободы
человека, что неминуемо приводит к совершенствованию самой личности, развитию
моральных и духовных принципов в обществе.
Для плодотворного развития личности и общества необходимо научить людей разумно
пользоваться своими правами и свободами в интересах личности и общества.
В решении этой сложнейшей педагогической задачи накоплен значительный
положительный опыт многих демократических стран: Великобритании, Германии,
Канады, Норвегии, Соединенных Штатов Америки, Финляндии, Франции, Швейцарии и
др. Это свидетельствует о том, что на основе демократических принципов эта
сложная задача может быть успешно решена.
Основные положения в политике воспитания учащихся в духе прав человека находят
отражение в ряде документов и материалов международного, регионального и
национального уровней. Более двадцати лет такие международные организации как
ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Совет Европы систематически занимаются вопросами
преподавания проблем, связанных с правами человека, в содержании
общеобразовательной школы. Они же ставят конкретные задачи по выполнению
разработанных ими рекомендаций для государств-участников. Соответственно
правительства данных государств, несущие ответственность за пропагандирование и
распространение идей мира, взаимопонимания и прав человека, пытаются привлечь к
разработке стратегии введения данного курса научно-исследовательские
учреждения, различные неправительственные организации и фонды,
специалистов-исследователей в области педагогических знаний, прогрессивных
учителей-новаторов.
В настоящее время в ряде государств, в особенности членов Европейского
Сообщества, США и Канаде, разработана международная научно-обоснованная
концепция преподавания курсов по правам человека в средней школе и накоплен
значительный опыт внедрения основных положений данной политики в практику. Под
концепцией понимается система идей, взглядов на предмет, явление, способ их
понимания, определяющий характер познавательной и практической деятельности в
данном направлении [20,34].
Концепция преподавания прав человека, рекомендованная международными
организациями (ООН, ЮНЕСКО, Советом Европы, Международными институтами прав
человека и др.), включает в себя определение целей, задач, основных
направлений, содержания, методов, форм и средств политики преподавания прав
человека.
Изложенное выше дает основание сделать вывод о необходимости глубокого анализа
ряда концептуальных положений, связанных с вопросами, касающимися прав человека
и их интеграции в содержание школьного образования.
Стремление осмыслить тенденцию к гуманитаризации содержания образования
прослеживается в работах многих педагогов Запада. Областью острых столкновений
между реакционными и прогрессивными педагогами является проблема реализации в
содержании образования воспитательных задач, непосредственно связанных с
правами человека. Дидактами Великобритании ведутся интенсивные поиски оснований
и источников формирования содержания воспитания учащихся в духе уважения прав
человека. В русле когнитивного направления западной педагогики исследователи
Великобритании, Канады, США, Франции, Финляндии, Швеции и др. стран уже более
двух десятилетий изучают вопросы включения прав человека в содержание школьного
образования, использования навыков критического мышления, решения спорных,
конфликтных проблем, принятия решений и ответственности, опыта творческой
деятельности. Таким образом, выявление и анализ концептуальных подходов в
международной педагогике, направленных на теоретическое обеспечение перестройки
школы на демократическую основу, и научно-критическое изучение основных
тенденций в разработке одного из новых направлений в содержании учебных
дисциплин становятся насущной задачей педагогической науки[50,23].
Крупные структурные изменения в экономике ряда западноевропейских государств в
60-70 годы вызвали рост безработицы, разрыв социальных связей, разрушение
привычного уклада жизни.
Общественные дисциплины в школьном образовании находились также в состоянии
глубокого кризиса. В США, Канаде, большинстве стран Европы уменьшение числа
школьников и увеличение безработных из числа молодежи, окончивших или ушедших
из школ, приводило, по мнению профессора Йоркского университета Иэна Листера, к
сокращению школ, с одной стороны, и подготовке молодежи к ненадежному будущему,
с другой. Многие политики полагали в этой связи, что наиболее желательно
получение знаний по математике, родному языку, а изучение общественных наук в
основном (и политических в частности) является излишним и даже разрушительным.
Так, например, Говард С.Мехлингер писал в 1981 г., что "составляющие
общественных наук преуспевают, но сама область в целом, кажется, пострадает