Ви є тут

Розробка стратегії регулювання зайнятості трудових ресурсів (на прикладі матеріалів В'єтнаму)

Автор: 
Нгуєн Куок Туан
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U002586
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
СОСТОЯНИЯ ЗАНЯТОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
И СИСТЕМЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1. Влияние социально-экономического развития региона на сферу занятости: методический подход
При определении направлений совершенствования регулирования занятости, особое место, с нашей точки зрения, принадлежит изучению факторов влияющих на развитие или торможение этого процесса, а также определению показателей, отражающих его эффективность и связь с социально-экономической сферой в целом. Показатели эффективности регулирования занятости не является неизменными, раз и навсегда установленными. Они будут меняться по мере стабилизации экономики Вьетнама и его регионов, и обуславливаются сдвигами в социально-экономическом состоянии общества, приоритетах его развития. В современных условиях смешанной экономики показатели должны помочь государству, региональным органам управления оказывать максимальное воздействие на стабилизацию в сфере занятости с целью обеспечения устойчивого развития этого процесса.
Такие показатели должны комплексно отражать состояние определенного процесса. Представляется, что регулирование занятости целесообразно оценивать 2 группами показателями: экономическими и социальными (рис 2.1).
Более подробно рассмотрим блок экономических показателей, которые характеризуют основные экономические процессы. Показатели научно-технического потенциала характеризуют степень восприимчивости к достижениям НТП и развитию сферы занятости, тенденции развития этих процессов, без которых невозможен прогресс и дальнейшее функционирование экономики. Эти показатели являются источниками информации об отставании уровня развития экономики мирового уровня.
Финансовые показатели характеризуют обеспеченность сферы занятости бюджетными средствами, отражает финансовую самостоятельность. Показатели этой группы могут сигнализировать о возникновении потенциальных сложностей регулирования сферы занятости.
Инвестиционные показатели отражают уровень инвестирования сферы занятости, что дает представление об интенсивности деловой и производственной деятельности.
Система показателей эффективности регулирования сферы занятости, нами сгруппирована исходя из показателей народно-хозяйственного уровня, регионального и отраслевого уровня. Предложенная система показателей позволит комплексно оценить состояние социальной сферы на различных уровнях, тенденции ее развития, а также взаимосвязь с инновационной деятельностью.
Так, показатели "уровень территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов по региону", "доля прироста производительности труда за счет повышения технического уровня", "удельный вес численности рабочих, занятых ручным трудом" характеризует взаимосвязь развития состояния занятости трудовых ресурсов. Система показателей эффективности государственного регулирования занятости на различных уровнях народного хозяйства приведена в приложении А, табл. А.1.
Важным моментом регулирования занятости представляется определение факторов воздействия на этот процесс, выражение действий которых осуществляются в показателях.
Изучение развития сферы занятости позволяет сделать вывод о сложности выявления и учета всех факторов воздействия на исследуемый процесс.
По мнению сторонников менеджмента, анализ факторов воздействующих на занятость, должен производиться на основе организационно-управленческих характеристик системы, а представители поведенческого направления исходя из социально-психологических характеристик участников трудовой деятельности.
Существующая в научно-экономической литературе группировка факторов, влияющих на занятость, предполагает с нашей точки зрения, большую детализацию и рассмотрение отдельно влияния таких факторов как социально-культурные и психологические, экономические и технико-технологические.
Нами предлагается следующая группировка факторов для определения влияния на занятость (см. приложение Д, табл. Д.1), исходя из предложенного методического влияния факторов на сферу занятости. Ниже рассмотрены политико-правовые, социально-экономические, технико-технологические и другие факторы, влияющие на стратегию регулирования занятости трудовых ресурсов в промышленном регионе Дунгкуок, Вьетнам.
Политико-правовые факторы. С 1986 г. во Вьетнаме были признаны различные формы собственности, создана многоукладная экономика и сформированы необходимые условия рыночных отношений; разработаны в соответствии рыночными условиями законы, такой как закон о предприятии, закон о предпринимательстве, закон об иностранных инвестициях и т.п.
Несмотря на трудности в эти годы (прекращена помощь из СССР, потерян рынок в бывших восточно-европейских социалистических странах, низко-рентабельные государственные предприятия), в результате новой политики и реформирования экономики Вьетнам выходит из экономического кризиса и экономика начинает развиваться в конце 80-х и в начале 90-х гг.
В политико-правовой сфере можно выделить следующие возможности, предпосылки для дальнейшего развития страны и региона, в том числе промышленного региона Дунгкуок.
* Проведение курса открытой политики и рыночного механизма управления экономикой позволяет развиваться и участвовать в мировым рынке в условиях интеграции мировой экономики. Политика "открытой двери" позволяет экономике развиваться и способствовать интеграции в мировую экономику, в частности, создаются благоприятные условия для развития импорта - экспорта и туризма, для внедрения новых современных технологий и т.п. Вместе с тем, признание частной собственности и создание многоукладной экономики позволяют освобождать производительные силы, повышать производительность труда, повышать рентабельность предприятий и их конкурентную способность в условиях рынка. Развивается международное сотрудничество, в том числе, в экономике и образовании. Вьетнам сегодня является членом АСЕАН и многих международных организаций. Для ПР Дунгкуок особое значение имеет Договор о стратегическом сотрудн