Ви є тут

Державний механізм управління екологічними ризиками в регіоні

Автор: 
Панжар Людмила Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U002646
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ РИСКАМИ В РЕГИОНЕ

2.1. Классификация экологических рисков в хозяйственной деятельности предприятий региона

Неблагоприятная экологическая обстановка требует совершенствования государственного механизма управления экологическими рисками в регионе. При этом одной из важнейших проблем является не только понимание сущности экологического риска, его значения на микро- и макроуровнях хозяйствования, но и исследование взаимодействия риска с другими эколого-экономическими аспектами. Экологический риск весьма многогранен, поэтому стержневой методологической задачей является создание системы классификации экологических рисков.
Анализ научной литературы [3, с.107; 40, с.12; 83, с.115; 99, с.65; 135, с.137] показал, что существует ряд подходов к классификации экологических рисков. Однако, известные классификации недостаточно полно отражают разнообразие экологических рисков и должны быть не только дополнены целым рядом признаков, но и расширены с выделением дополнительных подвидов внутри некоторых из них.
Поэтому целью исследований в п.2.1 является усовершенствование классификации экологических рисков с разделением их на группы, виды и подвиды в соответствии с классификационными признаками. Такая классификация является важной составной частью методической базы, необходимой для анализа процесса управления экологическими рисками в регионе и разработки методов оценки их величины.
Достижение поставленной цели требует решения ряда задач, основными из которых являются следующие:
обоснование выбора и формулирование единого принципа классификации экологических рисков в регионе;
характеристика видов экологических рисков по выделенным классификационным признакам;
расчет коэффициента экологического риска;
определение уровней экологических рисков и их граничных значений.
Эффективность государственного управления экологическими рисками во многом зависит от расположения риска в системе классификации. При разработке классификации экологических рисков предлагается использовать принцип системности, при котором параметры будут учитываться в их единстве, взаимозависимости и взаимодействии. Как известно, данный принцип является направлением методологии, в основе которого лежит исследование объектов рисков как систем. При этом объекты рассматриваются как множество взаимосвязанных элементов. Это экономические, социальные, технические, экологические и другие факторы, которые, на первый взгляд, не имеют прямого отношения друг к другу. Следует принять во внимание и проблему недостатка достоверной информации о различных факторах риска. Поэтому использование принципа системности в нашем случае, во-первых, даст возможность четко структурировать сложившуюся рисковую ситуацию. Во-вторых, позволит сделать более глубокую оценку величины риска и определить его допустимый уровень. В-третьих, на макроуровне многоаспектное рассмотрение рисковой ситуации будет способствовать эффективной организации процесса управления экологическими рисками и позволит рационально выбрать действенный метод управления.
Рассмотрим виды и подвиды экологических рисков по следующим классификационным признакам: сфера происхождения, характер негативных последствий, длительность во времени, источники возникновения, масштаб нанесенного ущерба, время возникновения, степень действия, источники загрязнения, род опасности, уровень возникновения, возможность страхования, причины возникновения, возможность прогнозирования.
По сфере происхождения в работе [97, с.44] предложено дифференцировать экологические риски на следующие виды:
природно-экологические, вытекающие из изменений окружающей природной среды;
технико-экологические, связанные с научно-техническим прогрессом и включающие риск устойчивых техногенных воздействий и риск катастрофических техногенных воздействий;
социально-экологические, обусловленные защитной реакцией государства и общества на обострение экологических проблем, в т.ч. эколого-нормативные риски (связанные с принятием обязательных для хозяйствующих субъектов экологических законов и норм с постоянным их ужесточением) и эколого-политические риски (характеризующиеся экологическими акциями общественности).
Данное деление рисков представляет определенный интерес, однако полностью не решает проблему классификации экологических рисков по сфере их происхождения, так как не учитывает ряд важных видов и подвидов экологических рисков.
В этой связи по сфере происхождения предлагается добавить в классификацию эколого-экономический риск. Следует отметить, что он тесно связан с экономическим развитием государства. Для предотвращения этого риска, как правило, используются экономические инструменты. К подвидам в данной группе могут быть отнесены:
эколого-инвестиционный риск;
эколого-производственный риск.
Выделение первого подвида обусловлено недостаточным финансированием природоохранных мероприятий. По данным областного управления статистики в Донецкой области в 2000 г. инвестиции на охрану окружающей среды составили 26422 тыс.грн., что значительно меньше затрат на экологические мероприятия [129, с.325]. Эколого-производственный риск выделен для учета экологических издержек при долгосрочном планировании производственной деятельности на промышленных предприятиях.
Таким образом, по сфере происхождения выделим следующие виды экологических рисков: природно-экологические, технико-экологические, социально-экологические и эколого-экономические риски.
В зависимости от характера негативных последствий экологические риски подразделены на две группы: прямые и косвенные [61, с.169]. Прямые риски оказывают непосредственное влияние на субъектов хозяйственной деятельности. Потери от таких рисков возникают непосредственно у предприятия через короткий промежуток времени, и ущерб от них может быть выявлен сразу (например, загрязнение воды, которую предприятие потребляет в свое