Ви є тут

Розвиток рухової сфери глухих школярів засобами спортивних єдиноборств

Автор: 
Мут\'єв Андрій Вікторович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
3403U003491
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ГЛУХИХ И СЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ
СПОРТИВНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ

2.1. Основы специального коррекционного контроля на занятиях спортивными единоборствами с глухими и слышащими подростками
Исследования свидетельствуют о том, что специальное коррекционное воздействие будет эффективно лишь при осуществлении основных положений коррекционной педагогики:
* компенсация и коррекция отклонений в развитии глухих школьников осуществлялась в условиях специального коррекционного процесса, учитывающего типологические, возрастные и индивидуальные особенности физического развития, функционального состояния их организма;
* компенсаторно-коррекционная направленность обучения детей с особыми потребностями являлась сущностью всей учебно-воспитательной работы и реализовывалась в процессе усвоения учащимися знаний, умений и навыков;
* компенсаторно-коррекционная направленность обучения ориентировалась на сохранные функции и потенциальные возможности;
* максимально раннее включение их в систему специально организованного коррекционного воздействия является необходимой предпосылкой продуктивного развития у них компенсаторных процессов, коррекции дефектов и профилактики вторичных отклонений (Байкина Н.Г. [15, 16, 18, 19, 21, 22], Боскис Р.М. [41-42], Букун Н.И. [46], Власова Т.А. [54-57], Выготский Л.С. [58-63], Гозова А.П. [65-67], Дьячков А.И. [81], Зыков С.А. [98], Розанова Т.В. [170-173], Шеремет М.К. [205], Шиф Ж.И. [206-207], Ярмаченко Н.Д. [208-211]).
Известно, что физическое развитие и функциональное состояние организма представляет собой процесс биологического созревания клеток, тканей, органов. Функциональное и психофизическое развитие глухих подростков взаимосвязано и взаимообусловлено. Выявление биологических и психофункциональных особенностей глухих подростков, позволило нам подойти к данной проблеме с новых позиций В.И. Бондаря [38-40], Т.А. Власовой [54-57], А.П. Гозовой [65-67], А.И. Дьячкова [81], Т.В. Розановой [170-173], М.К. Ше-
ремет [205], Н.Д. Ярмаченко [208-211]). Изучение функциональных особенностей организма глухих подростков позволит расширить условия коррекционной работы и их интеграцию в спорт высших достижений.
Потеря слуха и недостаточное развитие речевой деятельности влечет за собой не только снижение познавательной деятельности, но и ухудшение их функционального состояния, что затрудняет их социальную адаптацию в обществе слышащих подростков (Н.Г. Байкина [15, 16, 18, 19, 21, 22], Н.С. Бессарабов [32], В.Н. Зайцева [88], И.В. Ковшова [105], И.Н. Ляхова [136]).
На данном этапе исследований были установлены координационные и скоростные особенности, уровни прыгучести глухих подростков, занимающихся таэквон-до. В основу исследования была положена концепция об изменении сенсорной интеграции вследствие слуховой депривации.
Средние показатели уровня развития реагирующей способности по тесту "ловля линейки" (см) у глухих подростков 13-15 лет приведены в таблице 2.1.1.
Анализ показал, что слуховая чувствительность была повреждена по звуковоспринимающему типу у 90,1% обследуемых, по звукопроводящему - у 9,9%. Установлено, что приобретенная глухота наблюдалась у 51,9% обследуемых, наследственная - у 24,8%, недифференцированная - у 24,1%. Наследственная глухота развивалась по рецессивному типу у 75% обследуемых, по доминантному - у 25%. Нами было выявлено, что нарушения в слуховом анализаторе возникли у 68% глухих детей до 2 лет, старше 2 лет - у 27%. У 45% обследуемых момент наступления глухоты не выявлен.

Таблица 2.1.1
Уровень развития реагирующей способности (тест "ловля линейки", см) у глухих и слышащих подростков на этапе констатирующего эксперимента
Возраст, летГлухиеСлышащиеР1316,1+ 4,512,1+ 3,5<0,051415,1+ 5,012,1+ 2,7>0,051513,3+ 4,610,5+ 2,1>0,05
Реагирующая способность у лиц с нарушениями слуха имеет отличительные черты. У глухих подростков с 13 до 15 лет уровень реакции на "ловлю линейки" оказался ниже, чем у слышащих. Разница средних показателей, статистически достоверна (Р<0,01) лишь у глухих подростков 13 лет. Возрастная динамика реагирующей способности характеризуется постепенным увеличением и скачком роста в 15 лет. Следовательно, период роста организма и его созревания вызывает улучшение реакции. Уровень реакции у глухих может быть также связан с нарушениями вестибулярного аппарата, который участвует в координации мышечно-силовых действий.
На основе проведенных исследований была разработана шкала оценки уровня реагирующей способности (тест "ловля линейки", см) у глухих и слышащих подростков 13-15 лет (таблица А.1., приложение А).
Для 13 летних глухих школьников по тесту "ловля линейки" низкому уровню соответствуют значения 27,8 см и больше, ниже среднего - 23,9 - 27,7 см, среднему - 16,1-23,8 см, выше среднего - 12,2-16 см, высокому - 12,2 и меньше. Для 14 летних низкому уровню соответствуют значения 23,8 см и больше, ниже среднего - 20,9-23,7 см, среднему - 15,1-20,8 см, выше среднего - 12,2-15 см, высокому - 12,1 и меньше. И 15 летних низкому уровню соответствуют значения 21,4 см и больше, ниже среднего - 18,7- 21,3 см, среднему - 13,3-18,6 см, выше среднего - 10,6-13,2 см, высокому - 10,5 см и меньше.
Информативным показателем состояния двигательной сферы у глухих подростков является зрительно-моторная координация (Н.Г. Байкина [15, 16, 18, 19, 21, 22], Н.С. Бессарабов [32], А.О. Костанян [112-114], В.А. Рябичев [176]).
Результаты анализа зрительно-моторной реакции в условиях, требующих различного уровня концентрации внимания, показали выраженные различия между глухими и слышащими. Они представлены в таблице 2.1.2.
Таблица 2.1.2
Уровень развития простой зрительно-моторной реакции, миллисекунд у глухих подростков 13-15 лет на этапе констатирующего эксперимента
Возраст, летГлухие
M+mСлышащие
M+mР13176+ 13,5122+ 13,1<0,0114184+ 15