Ви є тут

Методика формування професійної надійності пілотів при моделюванні польотів на електронних комплексних тренажерних системах

Автор: 
Щербина Юрій Валерійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U001752
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОБОСНОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ ПИЛОТОВ ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ ПОЛЕТОВ НА ЭЛЕКТРОННЫХ КОМПЛЕКСНЫХ ТРЕНАЖЕРНЫХ СИСТЕМАХ
2.1. Теоретические посылки научного обоснования и разработки методики формирования профессиональной надежности пилотов при моделировании полетов на электронных комплексных тренажерных системах

Научно-технический прогресс в авиации, поступление в эксплуатацию новой авиационной техники требуют интенсивного усвоения большого объема знаний и, как указывалось в подразделе 1.1, выдвигают особые требования к подготовке летного состава. Так как информация в процессе обучения материализуется в виде структурных единиц функциональных систем, то для интенсивного усвоения материала требуется новый подход к содержанию и структуре методики формирования профессиональной надежности пилотов при моделировании полетов на электронных комплексных тренажерных системах [89, 92, 83]. Вот почему во всем мире идет интенсивный поиск путей решения проблемы профессиональной надежности, значение которой отражается в большом количестве аварий и катастроф по вине человека. Из анализа, приведенного раньше, можно сделать заключение, что несмотря на интенсивность исследований по различным направлениям (теоретическая подготовка, тренажерная подготовка, физическая подготовка, летная подготовка, психологическая подготовка, психофизиологическая подготовка) с целью повышения надежности пилотов, проблема далека от своего решения [30, 89, 91].
Методика летного обучения - это самостоятельная ветвь педагогической науки, которая исследует закономерности освоения летной деятельности и является научной теорией обучения и воспитания летного состава [58].
По мнению многих ученых и практиков летного обучения [94, 149, 49, 55], наивысшая роль в подготовке пилотов принадлежит тренажерной подготовке. Именно тренажеры являются тем средством, которое может обеспечить трансформацию наглядных представлений в понятия и наоборот, составляют важнейшие условия формирования концептуальной модели и оперативных образов управляемого самолета.
Установлено [94, 149, 49, 55], что в будущем при поступлении самолетов 5 поколения, процесс профессиональной подготовки летного состава осуществить без тренажеров, практически, будет невозможно.
По мнению ученых [94, 149, 49, 55], тренировочные полеты в будущем будут практически исключены из учебных программ в результате совершенствования различных систем тренажерной аппаратуры. Обучение, считают специалисты, будет проводиться исключительно на тренажерных авиационных комплексах и их соединениях.
Однако выбор и предпосылки для однозначного определения содержания компонентов и соответствующих средств тренажерной подготовки, призванных формировать те или иные профессиональные качества, проводится нами в условиях неразработанности ее дидактических основ [30, 91].
Сегодняшнее обучение на тренажерах не имеет научного обобщения и научной обоснованности. Отсутствует интеграция целей, ориентированная сколько-нибудь обозначенной научной концепцией [90, 93].
Техническая оснащенность тренажеров требует постоянного совершенствования. На современных тренажерах вопросы визуализации, подвижности решены не в достаточной степени, отсутствует чувственный компонент деятельности на уровне воздействия ощущений факторов полета. При обучении основной упор делается на автоматизме навыков пилотирования, а формированию профессионально важных качеств, лежащих в основе профессиональной надежности, уделяется недостаточно внимания [55, 91].
Ранее мы говорили, что самым слабым звеном тренажерной подготовки является отсутствие современной методики формирования профессиональной надежности пилотов при моделировании полетов на электронных комплексных тренажерных системах.
Нормативные документы в виде уставов, наставлений, курсов учебной летной подготовки воплотили в себе достижения практики летной эксплуатации воздушных судов, основной целью которых было формирование навыков пилотирования. Однако практически полностью отсутствуют регламентирующие документы по формированию профессионально важных качеств, лежащих в основе профессиональной надежности, вплоть до построения концептуальной модели образа полета. В авиации, как ни в одной другой области, единство знаний, навыков и умений является фундаментальной основой профессиональной надежности. В то же время ученые в области педагогики практически были отдалены от решения проблем подготовки летного состава [89, 57, 86]. Это привело к тому, что последние достижения педагогической науки ни в одном из нормативных документов не получили своего реального отражения.
Системный подход стал действенным методологическим принципом, определяющим пути научного поиска [39, 8]. Значительный вклад в теорию системного подхода внес П.К. Анохин [6, 7], который определял систему как комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретает характер взаимосодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата. К области профессиональной подготовки системный подход адаптировал Р.Н. Макаров [86, 88, 89, 91].
Системный подход предусматривает комплекс эффективных средств, специфических процессуальных принципов, содержания, методов и приемов формирования профессионально значимых качеств, методов и критериев оценки профессиональной готовности [61, 2, 39].
Системный подход обеспечивает интегративную связь следующих средств подготовки [125, 39, 84, 86, 27]:
- теоретическая подготовка, формирующая научный, эвристический уровень всех летных знаний, навыков и умений и обеспечивающая при этом высокое качество оперативного мышления;
- физическая подготовка, формирующая динамическое здоровье, устойчивость к гиподинамическому режиму, высокую работоспособность и обеспечивающая основу психофизиологической надежности пилота;
- тренажерная подготовка, моделирующая деятельность пилота и отдельные ее фрагменты в нормал