Ви є тут

Право народів на самовизначення і практика його здійснення в сучасний період.

Автор: 
Саід Б А Абуфара
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U001774
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ПРАВА ВСЕХ НАРОДОВ
2.1. Характеристика элементов права народов на самоопределение
Устав ООН закрепил принцип равноправия и самоопределения народов в качестве
одного из основных принципов международного права, однако раскрытие различных
аспектов содержания права на самоопределение и его толкование в соответствии с
общими интересами и целями международного сообщества государств осуществляется
в последующих документах ООН и универсальных международных соглашениях. Как уже
указывалось, это Декларация о предоставлении независимости колониальным странам
и народам 1960 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966
г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966
г., Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных
отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН,
1970 г., которая внесла особый вклад в дальнейшую кодификацию принципа
равноправия и самоопределения народов, и другие документы.
Признание норм, содержащихся в указанных документах, всеми государствами
определяет существование принципа самоопределения народов не только в виде
конвенционной, но и как обычной нормы международного права, что подтверждается
также общим доктринальным подходом к рассмотрению этой проблемы [140, с.61].
В то время как право на самоопределение стало применяться к более широкой
сфере практики, чем колониализм, возникло всё увеличивающее внимание к
пониманию глубины его применения, т.е. к степени, в которой данное право
оказывает влияние на состояние дел государства. Соответственно данное право,
как отмечает А. Кассезе, часто разделяется на два аспекта: “внешнее” и
“внутреннее” самоопределение [141, с.35]. Такой точки зрения придерживаются и
другие представители науки международного права и она находит подтверждение в
ряде международных актов и, в частности, Заключительном акте Совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. (Хельсинский акт). Так, Принцип
VIII этого Акта устанавливает, что исходя из “принципа равноправия и
самоопределения народов распоряжается своей судьбой, все народы всегда имеют
право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой
внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять
по своему усмотрению своё политическое, экономическое, социальное и культурное
развитие” [142, c.8-13]. Для международного права первостепенное значение имеет
внешний аспект права на самоопределение, так как “именно в связи с ним могут
произойти изменения в межгосударственных отношениях” [140,c.66]. Так, формами
осуществления права народов на самоопределение являются, согласно Декларации о
принципах международного права 1970 г., “создание суверенного и независимого
государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение
с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно
определённого народом” [143, с.6].
Таким образом, из данной Декларации вытекает, что право на самоопределение не
подразумевает только независимость, или сецессию из независимого государства.
Тем не менее это право требует, чтобы все народы в пределах территории должны
получить возможность консультироваться перед любым изменением в суверенитете в
отношении этой территории, особенно если она является колониальной территорией.
Так, при рассмотрении Международным Судом ООН Консультативного заключения по
делу о Западной Сахаре судья Н. Синх заявил, что “консультация народа
территории, ожидающей деколонизации, является непременным императивом. Таким
образом, даже, если бы интеграция территории была востребована заинтересованным
государством, как в данном деле, она не могла иметь быть осуществлена без
подтверждения свободно выраженной воли этого народа, что является sine qua non
для всей деколонизации” [144, с.81]
Внутренний аспект права на самоопределение также может иметь дело с правом
народов на самоопределение в пределах государства избирать свой политический
статус, степень их политического участия и образования своего правительства,
т.е. затрагиваются “внутренние” отношения государства - от изменения форм
правления, государственного устройства и политического режима до обеспечения
политических прав всех народов в рамках внутренней системы самоуправления
(автономии) и демократического правления [145, с.864]. Различные возможности
реализации права народов на самоопределение во внутреннем аспекте связаны, с
изменением исторических и геополитических реалий, что, в свою очередь,
определило новые подходы к международно-правовому регулированию и толкованию
этого права в контексте понимания государствами современной международной
безопасности.
Как подчеркивает Марк Коркуодейл, “последовательная юридическая структура
нуждается в развитии для того, чтоб разрешить потенциально конкурирующие
требования и обязательства в рамках права на самоопределение. Нормы,
составляющие эту структуру, должны быть в состоянии применяться к различным
обстоятельствам без создания увеличения угрозы международному миру и
безопасности и в тоже время содействовать уважению прав и интересов всех членов
международного сообщества” [145, с.858]. Ясно, что “в случае защиты групповых
прав, таких как самоопределение, особенно вследствие необходимости очень
деликатного балансирования интересов, существования эффективной и восприимчивой
правовой системы является чрезвычайно важным” [146, с.7]. Именно развитие
юридической структуры права на самоопределение даёт основания говорить об
изменении его содержания в этом направлении.
В то