Ви є тут

Індивіуально-типологічні чинники адаптивності особистості

Автор: 
Кузнєцова Оксана Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
3405U002303
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ АДАПТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ В
КОНТЕКСТЕ ШИРОКОГО СПЕКТРА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
2.1 Организация и логика эмпирического исследования адаптивности личности
Эмпирическое исследование адаптивности личности включает следующие этапы:
подготовительный, диагностический и аналитико-интерпретационный.
На первом (подготовительном) этапе разрабатывался организационно-методический
подход к изучению адаптивности личности, ее индивидуально-типологических
особенностей и качественных характеристик эмоциональности как
индивидуально-типологических факторов адаптивности личности. Организация
эмпирического исследования состояла в определении времени и порядка его
проведения, в обосновании и подборе выборки испытуемых, методов исследования, а
также в отборе и разработке надежных и валидных психодиагностических методик,
релевантных предмету исследования.
Определяя выборку, мы остановились на выборе представителей социономических
профессий, поскольку именно в этом виде профессиональной деятельности
непосредственно и наиболее полно проявляются особенности адаптивности личности.
Выборку составили взрослые испытуемые - студенты Южно-украинского
государственного педагогического университета 2, 3, 4, 5 курсов (153 человека в
возрасте от 18 до 23 лет) и слушатели факультета последипломного образования
«Психология» (98 человек в возрасте от 25 до 45 лет). Всего в исследовании
приняло участие 548 человек, из них 251 человек составили основную выборку
исследования и 297 человек – выборку стандартизации для апробации созданного в
соавторстве тест-опросника адаптивности.
На подготовительном этапе нами также была определена система методов
исследования, включающая методы наблюдения, беседы, анкетирования и
тестирования. Выбор конкретных психодиагностических методик определялся
необходимостью исследования особенностей адаптивности как свойства личности,
диагностики качественных особенностей эмоциональности и широкого спектра
психологических черт личности, гипотетически связанных с адаптивностью.
Соответственно, были отобраны три группы психодиагностических методик,
предназначенных для изучения указанных параметров. При отборе методик мы
учитывали следующие требования к психодиагностическому инструментарию,
применяемому в исследованиях: 1) соответствие методики цели и предмету
исследования; 2) заданность процедуры проведения в виде однозначного набора
действий с последующей их квантификацией; 3) достаточная репрезентативность,
надежность, валидность и объективность теста; 4) четкость и однозначность
инструкций к проведению исследования [110]. Описание использованных методик
приведено ниже.
Диагностический этап исследования заключается в последовательном проведении
заданных эмпирических процедур.
На аналитико-интерпретационном этапе осуществлялась обработка полученных
эмпирических данных с применением методов математической статистики в рамках
количественного (корреляционного и факторного) и качественного анализов. Дано
психологическое объяснение выявленным фактам и закономерностям.
2.2 Методики диагностики адаптивности личности
Теоретический анализ проблемы адаптивности позволил выделить комплекс ее
формально-динамических и качественных признаков, выступающих непосредственным
предметом данного диссертационного исследования (см.1.2). Обобщение
теоретического материала и результаты собственных предварительных эмпирических
исследований (бесед с психологами – профессионалами, с испытуемыми, клинических
наблюдений за людьми, проявляющими качества адаптивности, пилотажных
исследований, контент-анализа сочинений на предложенную тему, словесных
самоотчетов и т.д.) позволили описать психологическое содержание изучаемых
признаков, включенных в компонентный состав адаптивности личности. Мы признаем,
что изучаемые параметры не исчерпывают все признаковое пространство
адаптивности, однако данный комплекс показателей можно считать достаточным для
исследования адаптивности, т.к. они отражают ее основные формально-динамические
и качественные характеристики.
Комплекс включает ряд показателей, каждый из которых представляет собой
биполярный континуум, на одном полюсе которого содержатся черты,
характеризующие яркую выраженность обозначенного качества, на другом – его
отсутствие (или противоположное проявление).
Широта (ШОСС+) – узость (ШОСС-) охвата сигналов социума в актуальной
адаптационной ситуации. Этот параметр характеризует степень широты поля
восприятия личностью новой или неожиданной социальной ситуации. Положительный
полюс параметра (широта) представляет полноту охвата воздействующих на личность
сигналов в изменяющихся условиях, что, в целом, обеспечивает адекватное,
исчерпывающее представление об адаптационной ситуации. Отрицательный полюс
параметра (узость) характеризуется ограниченностью охвата сигналов социума в
адаптационной ситуации, концентрацией на отдельных, частных ее аспектах,
отсутствием полного восприятия всего спектра возникающих и изменяющихся
обстоятельств, в результате чего представление личности о ситуации фрагментарно
и лишь частично отражает ее реальные характеристики.
Легкость (ЛИСС+) – затрудненность (ЛИСС-) распознавания и иерархизации сигналов
социума. Эти качества связаны с оценкой социальной ситуации, ее пониманием, от
которого зависит адекватность поведенческой реакции личности. Положительный
полюс данного параметра (легкость) представляет способность личности выделять
среди различных стимулов, действующих в конкретной адаптационной ситуации