Ви є тут

Економічні засади формування людського капіталу на морському транспорті

Автор: 
Соколова Ольга Сергіївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U003049
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2

МЕСТО И РОЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РАЗВИТИИ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

2.1. Качество человеческого капитала как основа конкурентоспособности предприятий морского транспорта

Новый этап научно-технической революции, повсеместное внедрение автоматизации, компьютерной техники и новых систем связи на фоне распространения рыночных отношений в нашей стране оказывает разносторонние влияние на сферу труда, на роль и значение человека в общественном производстве. С одной стороны, существенно изменяются требования к работнику, профессионально-квалификационная и отраслевая структура занятых. С другой стороны, возрастает роль и значение работников в обеспечении эффективности производства. Именно человеческий капитал в больше степени определяет ход и результаты экономических процессов. Это вызывает новые подходы к управлению персоналом и мотивации труда, к поиску оптимальных моделей функционирования рынка труда. Для Украины на этапе становления рыночной экономики чрезвычайно важно осознать решающую роль человеческого капитала в экономическом развитии.
Научно-технический прогресс, один из основополагающих факторов современного экономического развития любой отрасли, в том числе и морской. Он предусматривает как важнейшее условие кардинальное усовершенствование человеческого капитала, улучшение его характеристик на рынке труда.
Все основные факторы роста производительности труда предусматривают разнообразные виды капиталовложений, направленных на осуществление продолжительных качественных и структурных сдвигов в разных элементах продуктивных сил. Экономическое развитие морского транспорта изменило представление о накоплении как о процессе почти исключительно материально-вещественного характера. Сейчас объектами накопления стали все основные элементы производительных сил - как материальные, так и человеческие, включая такие важные факторы экономического роста как организационно-управленческий опыт, фонды научно-технических знаний, человеческий капитал.
Особенность современного развития состоит в том, что необходимыми и продуктивными в экономике становятся гуманитарные, общественные и личные черты человека. Эта тенденция усиливается и приобретает разные проявления. Прежде всего, в теорию и практику экономики морского транспорта входят и получают качественную и количественную оценку конкретные качественные характеристики человеческого капитала: образование, знание, квалификация, привычки, накопленный опыт, личные данные (ум, способности, разностороннее развитие, активность, ответственность, характер и т.п.).
Возрастание требований к работникам морской отрасли в условиях социально-экономического прогресса не вызывает сомнений. Когда же в современном производстве наблюдается уменьшение квалификационных требований к рабочим, это, как правило, становится организационно-экономической предпосылкой для замены труда этих рабочих новой техникой или технологией.
Объективные требования воспроизводственного процесса на морском транспорте выдвигают проблему преодоления непропорциональности капиталовложений в материальные и человеческие компоненты продуктивных сил. В наше время производственное накопление - это не только и не столько количественное возрастание, а, прежде всего процесс насыщения разных сфер экономики, в том числе и морской отрасли результатами научно-технического развития. Оно происходит в двух разных, но в последовательно связанных между собою формах:
во-первых, путем накопления фонда знаний и опыта в разных аспектах развития производства;
во-вторых, путем формирования и обновления основных фондов всех сфер производства.
Указанные процессы, которые происходят в экономике вообще и на морском транспорте в частности, формируют новые требования к качеству человеческого капитала, которые определяют конкурентоспособность работника. Условно их можно разделить на две подгруппы (рис.2.1): требования на внешнем и на внутреннем рынках труда.

Рис. 2.1. Формирование требований к качеству человеческого капитала
Внешний рынок труда - это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в границах страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение рабочих по сферам работы и их обмен между предприятиями.
Внутренний рынок труда - это система социально-трудовых отношений, которая ограничена рамками единого предприятия или отрасли, которыми определена цена человеческого капитала (то есть заработная плата) и его размещение определяется административными правилами и процедурами.
К требованиям на внешнем рынке труда относятся [141]:
• социальная компетентность и нормативно-правовая подготовленность в вопросах прав человека, формирование отношений с работодателем, трудоустройства, социальной защиты, трудового права, деятельности профсоюзов, пенсионных, страховых и других фондов, т.д.;
• знание законов рыночной экономики, конъюнктуры рынка труда и его конкретного сегмента;
• гибкость, то есть способность работника быстро приспосабливаться к изменению ситуации на рынке труда;
• профессиональная и территориальная мобильность;
• готовность и умение самостоятельно принимать эффективные решения в соответствии с потребностями рынка труда и отвечать за выполнение этих решений;
• желание работника повышать качество своей трудовой жизни во всех аспектах, ответственность за благосостояние своей семьи;
• устойчивая мотивация постоянного повышения конкурентоспособности своей рабочей силы;
• умение правильно выбирать и успешно реализовывать свою трудовую карьеру;
• овладение новой моделью трудовой мотивации и системы ценностей, адекватных рыночной экономике, такой, которая утверждает приоритеты результативной, высокопрофессиональной, добросовестной работы, формирует культ знаний, человеческого капитала;
• здоровый об