Ви є тут

Еколого-гiгiєнiчні аспекти збереження та зміцнення здоров'я дiтей дошкiльного вiку, якi мешкають в умовах хімічного забруднення атмосферного повітря

Автор: 
Попов Олег Іванович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
0405U004123
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование состояния здоровья различных контингентов населения, проживающего
в зонах с тем или иным уровнем воздействия неблагоприятных факторов, является
актуальной гигиенической задачей. В качестве показателей состояния окружающей
среды рассматриваются факторы, выраженность которых наиболее характерна для
различных территорий: загрязнение атмосферного воздуха окисью углерода,
окислами азота, сероуглеродом, сернистым газом, формальдегидом, взвешенными
веществами, городской шум, электромагнитные поля и др.
Для характеристики состояния здоровья населения в настоящее время, широко
используется комплекс показателей, который включает: заболеваемость,
функциональное состояние основных систем организма, физическое развитие и др.
Среди показателей функционального состояния организма особое место занимают
показатели психического здоровья человека. Анализ психофизиологического статуса
служит основой оценки как благоприятного, так и неблагоприятного воздействия
средовых факторов (физических, химических, биологических) и в связи с этим
находит широкое применение в гигиене при массовых обследованиях населения, в
частности одного из наиболее ранимых его контингентов - детей [110]. Здоровье
изучают в группах населения, проживающего на территориях с различной
выраженностью загрязнения окружающей среды.
Для анализа степени загрязнения атмосферного воздуха, наиболее часто,
используются методы суммарной оценки загрязнения воздуха. При этом учитываются
среднегодовые концентрации разных вредных веществ, определяемые в стационарных
пунктах наблюдения, а затем степень опасности загрязнения воздуха каждым
веществом оценивают по кратности превышения его среднесуточной ПДК.
Для оценки влияния окружающей среды на здоровье населения рекомендуется изучать
заболеваемость по отдельным нозологическим формам и группам. При этом могут
быть использованы данные обращаемости за медицинской помощью или углубленных
медицинских осмотров. Полученные данные подвергаются анализу статистическими
методами, которые подробно освещены в руководствах по санитарной статистике.
Особую актуальность на сейчас приобретают вопросы гигиенического
прогнозирования, т.е. оценки того влияния, которое может быть оказано на
здоровье населения в будущем при предполагаемых изменениях в окружающей среде.
Вопросы прогноза влияния окружающей среды на здоровье населения в литературе
освещены недостаточно. Вместе с тем, успехи применения прогнозирования в
экономике и социологии, последние достижения математики и кибернетики, а также
результаты медицинских исследований позволяют считать задачу построения
динамического прогноза влияния окружающей среды на здоровье населения по
показателям заболеваемости выполнимой [105].
Для оценки воздействия окружающей среды проводятся исследования функционального
состояния организма. Оценка работоспособности изучается физиологическими
методами, которые определяют функциональное состояние различных органов и
систем организма в процессе его деятельности. При этом методики, оценивающие
работоспособность, не должны нарушать общего процесса развития, отнимать много
времени и утомлять детей. Кроме того, они должны адекватно отражать изменения
функционального состояния организма детей, возникающие под влиянием
доминирующего фактора или их совокупности [106]. Физическое развитие детей и
подростков является одним из важнейших показателей здоровья. Исследование
физического развития производят одновременно с изучением состояния здоровья во
время углубленных медицинских осмотров, т.к. физическое развитие является одним
из критериев при распределении детей на группы здоровья. Комплексная
индивидуальная оценка здоровья детей, с распределением по группам здоровья,
давалась по программе методических рекомендаций [104]:
1.Дети здоровые, с нормальным физическим развитием и нормальным уровнем
основных функций.
2.Дети здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические
отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим
заболеваниям.
3.Дети, с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными
функциональными возможностями организма.
4.Дети, с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными
функциональными возможностями.
5.Дети, с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительно
сниженными функциональными возможностями организма.
Изложенная схема с внесенными дополнениями, позволяет оценить состояние
здоровья групп детей, проживающих в районах с различной степенью загрязнения
воздуха.
В соответствии с поставленной целью в работе были проведены сравнительные
исследования здоровья детей дошкольного возраста и экологической среды в 2-х
малых городах Харьковской области: г.Первомайский (основной) и г.Золочев
(контроль). При этом программа исследований включала:
1. Изучение уровня загрязнения атмосферного воздуха;
2. Изучение общей и первичной заболеваемости детского населения;
3. Изучение физического развития детей;
4. Изучение функционального состояния ЦНС дошкольников;
5. Изучение общей умственной работоспособности детей;
6. Изучение состояния иммунной системы у детей;
7.Изучение состояния здоровья детей с использованием биофизических
и цитогенетических методов.
Приоритетным при выборе объема и методов исследований функционального состояния
организма был принцип комплексного изучения реакции дошкольников на влияние
факторов ОС, приведенный в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Методы и объем исследований
Методы исследований
Количество обследованных
Количество измерений
Количество показателей
I.Физиологическ