Ви є тут

Методика формування економічної культури у процесі підготовки майбутніх юристів.

Автор: 
Рижиков Вадим Степанович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
0406U002265
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ЮРИСТА
2.1. Методологические основы конструирования методики формирования
экономической культуры современного юриста
Как указывалось в Главе 1 проблема подготовки современного специалиста
представляет собой уникальную по сложности психолого-педагогическую проблему
[1; 8; 12; 22; 27; 48; 86; 92; 175]. Установлено, что в странах СНГ от 86 до 90
% специалистов различного профиля не соответствует требованиям, выдвигаемыми
как условиями рыночной экономики, так и научно-техническим прогрессом. Переход
на рыночную экономику породил бум поиска технологий в проблеме подготовки
специалистов в соответствии с требованиями времени, однако особо остро данная
ситуация затронула процесс подготовки юристов. По результатам исследований [9;
105; 112; 131; 176; 182; 189] значительное место в подготовке юристов должно
отводиться экономическим знаниям, которые в условиях рыночных отношений
являются систематизирующим фактором, через призму которого просматривается
интенсивный путь подготовки специалистов юридического профиля. В то же время,
как указывалось ранее, экономическая культура современного юриста, значение
которой в значительной степени определяется рыночной экономикой, находится в
стадии зарождения. Не зная и не понимая сущности рыночных отношений,
современный юрист вряд ли сможет продуктивно и эффективно выполнять свои –
социально ответственные функции [18; 172; 173; 174; 181; 182; 189].
Анализ учебных планов, программ и профессионально квалификационных
характеристик подготовки юристов различного уровня показывает, что до
настоящего времени нет единого подхода к понятию экономической культуры юриста,
а психолого-педагогические условия формирования экономической культуры юриста
не раскрыты, вследствие чего вряд ли можно говорить о подготовке
высококвалифицированного специалиста юридического профиля в интенсивном
рыночном пространстве [3; 5; 6; 12; 17; 23; 25; 26; 51; 55; 62; 69; 86; 89;
106; 141; 173; 188].
Особое внимание обращает на себя факт отсутствия методики формирования
экономической культуры юриста, как целостной системы включающей: цель и задачи
методики, принципы методики, объем знаний, навыков и умений (специальное
содержание), методы формирующие экономическую культуру, формы организации
учебного процесса, технические средства обеспечения учебной программы, критерии
и методы оценки экономической культуры юриста.
Указанные компоненты учебно-воспитательного процесса не разработаны и научно не
обоснованы, а некоторые просто механически перенесены из общепедагогического
знания.
Рассматривая методику как систему упорядоченных компонентов учебного процесса,
обращает на себя факт отсутствия научно обоснованных положений
конкретизированного системного подхода. В то же время, как и многие учебные
дисциплины (экономическая теория для юристов) „утонула” в ворохе отдельных
случайных фактов из учебно-воспитательного процесса, не связанных между собой в
систему. В дальнейшем изучение отдельных компонентов, не связанных в единую
систему, грозит потерей общей ориентации исследования: неупорядоченные
межпредметные связи; неупорядоченные системные задания; отсутствии критериев и
методов оценки экономической культуры и др.
Многочисленными исследованиями [1; 10; 11; 12] установлено, что эмерджентный
эффект системы, как прирост качества за счет взаимодействия компонентов
входящих в систему, происходит только в условиях когда имеется
конкретизированная цель такой подготовки. Цель – это системообразующий фактор
любой педагогической системы. В практическом выражении в качестве
системообразующего фактора должна служить целевая модель специалиста,
включающая экономическую культуру будущего юриста как параметр такой модели.
При системном анализе видно, что система профессиональной подготовки
специалиста современного юриста представляет собой сложный объект исследования.
Эта сложность обусловлена:
многообразием формирующих средств подготовки;
различными по характеру информационными потоками;
различной «формирующей способностью» отдельных средств подготовки;
сложностью организации структуры различных систем (субсистем, элементов)
подготовки;
необходимостью управлять различными педагогическими процессами.
В целях конкретизации сущности профессиональной подготовки юриста важным
обстоятельством являются вопросы методологической ориентации в свете системного
подхода и, прежде всего, взаимоотношения других систем подготовки специалиста,
осуществляющих процесс его становления как профессионала. Такая необходимость
диктуется существующей в настоящее время неопределенностью в структуре систем
[23; 24; 25; 26; 29; 31; 32; 34; 35; 36], особенно в системе подготовки
специалистов, в их взаимодействии в интересах получения единого результата.
Следует отметить и то обстоятельство, что ответить на подобные вопросы в рамках
аналитического стиля мышления было весьма затруднительно. Целостный подход к
проблеме подготовки современного специалиста позволяет нам рассмотреть
взаимодействие и взаимоотношения систем с позиций получения единого
фокусированного результата – целевой подготовки специалистов для рыночной
экономики [36; 46].
Компоненты профессиональной подготовки, в силу названных выше обстоятельств,
представляют сложные объекты исследования, что предопределяет необходимость
применения для их познания, системного анализа.
Определению понятия «система» посвящено много научных трудов философов,
биологов, кибернетиков и специалистов других направлений. Однак