Ви є тут

Динаміка здатності до життєтворчості особистості у дорослому віці

Автор: 
Яновська Лариса Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2006
Артикул:
3406U002803
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ПОСТРОЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
СПОСОБНОСТИ К ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВУ ЛИЧНОСТИ
ВО ВЗРОСЛОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Содержание модели, характеристики и основные признаки способности к
жизнетворчеству
2.1.1. Уточнение понятия «способность к жизнетворчеству».
Ранее при рассмотрении понятия способности в психологии мы остановились на
таких основных характеристиках: способности - это индивидуально-психические
особен­ности, отличающие одного человека от другого, - это те особенности
личности, которые определяют успешность в деятельности и обеспечивают быстроту
приобретения навыков и знаний. Как и любая способность, способность к
жизнетворчеству содержит эти характеристики.
Индивидуально-психологическая неповторимость способности к жизнетворчеству
состоит в определении личностью способа регуляции времени жизни [96], в выборе
того или иного жизненного мира [69], определенной жизненной стратегии [9],[98],
определенного варианта жизни [83]. Творческая уникальность личности [69]
выражается в создании индивидуально-неповторимого жизненного пути, в особом
типе трансситуационной активности [98].
Успешность жизнедеятельности измеряется уровнем качества жизни, которое
проявляется в определенном отношении к жизни [167], [91], способствующем более
глубокому и полному осознанию бытия [110], его осмыслению и нахождению новых
смыслов [83], [58]. В целом, качество жизни выражается в степени
удовлетворенности жизнью, соотносящуюся с притязаниями личности и ее
саморегуляцией [9]. «Личность в своем движении заставляет двигаться,
развертываться, преобразовывать окружающую действительность, —
преобразовываться целенаправленно в соответствии со своими замыслами» [21,
с.9].
Постановка и достижение жизненно важных целей составляют основу успешности
жизнедеятельности, тогда как смысловой компонент способности к жизнетворчеству
выражается в индивидуально-психологической характеристике.
Способность к жизнетворчеству не предполагает наличие жестко вырабатываемых
образцов решения жизненных проблем. Напротив, как и в любом творчестве здесь
важна способность по-новому отнестись к жизненной ситуации [98] при достаточно
независимом, свободном [35], самодетерминируемом [112] определении своей
позиции. Так, Л.И. Анцыферова указывает на существование определенных
“жизнетворческих дарований” субъекта, способствующих его развитию. Она
определяет их как “способности личности рассматривать жизнь и ее события в
различных системах координат, выявлять латентные возможности жизненных
ситуаций, воспринимать неожиданность, неопределенность, многозначность
обстоятельств жизни как стимул для своего развития. К жизнетворческим
устремлениям личности относится и ее потребность в экспериментировании с
общественными нормами, предписаниями, ролями” [24, с.69]. Именно эти
“дарования”, способности к жизнетворчеству являются основой созидания личностью
своей жизни. И именно творческие способности личности являются опорой для
формирования ее способности к жизнетворчеству.
Мы обнаружили, что “субъекта жизнетворчества”, также как и “субъекта
творчества” [49] в первую очередь характеризуют способность к ситуативно
нестимулированной деятельности [50], и наличие “избыточной”, неадаптивной
активности [141]. В жизнедеятельности эта характеристика проявляется в
способности субъекта не подчинять свои действия жизненным обстоятельствам и
ситуациям, но самому создавать, “творить” свое жизненное пространство. Высокий
уровень “организующей” активности позволяет нам рассматривать способность к
жизнетворчеству как духовную способность.
При рассмотрении способностей было подчеркнуто также, что необходимым условием
их формирования является наличие склонности, понимаемой как отношение, как
эмоционально-волевая направленность личности. И здесь мы вслед за
С.Л.Рубинштейном определяем возможность двух видов отношений к
жизнедеятельности, к жизни – бытийный и рефлексивный [167]. Выраженность
рефлексивного плана отношения является выражением склонности к жизнетворчеству,
формирующейся в способность.
Способность к жизнетворчеству является интегративной способностью личности, что
подразумевает, гармоничное со-действие всех аспектов психической организации
человека [68, с.26].
Рассмотрение индивидного, личностного, субъектного и индивидуального оснований
психических свойств человека с точки зрения системного детерминизма, дает
возможность утверждать, что вершиной психологического развития является
индивидуальность.
В нашем исследовании мы проанализировали взаимодействие различных
психологических оснований, применяя концепцию четырех причин изучаемых явлений
Аристотеля – материальной, формальной, движущей и целевой. В качестве
материальной причины мы рассматривали индивидные свойства психического, в
качестве формальной – личностные структуры, в качестве движущей – субъектные
основания, и в качестве целевой – индивидуальность.
Творческий характер развития индивидуальности, отмечаемый многими
исследователями [33] [49] [67] [138], предполагает тесное взаимодействие
субъектных и индивидуальных характеристик. Так, субъектное основание
рассматривается К.А.Абульхановой, А.В.Брушлинским, В.А.Татенко как способность
индивида и личности к саморазвитию. Понятия “субъект” и “субъективность”
означают динамичность психической жизни, ее диалектичность. Субъектность
представляет собой центральное понятие в психологии человека без которого не
совершаются процессы развития и жизнедеятельности. Становление человека как
субъекта жизнед