Ви є тут

Любов як форма екзистенції особистості

Автор: 
Нікішина Наталія Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U000663
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЛЮБВИ
Антропоцентризм, один из ведущих принципов современной философии, постулирует человека, личность как ключевую тему философского дискурса. На наш взгляд, в основе любой философской системы находится человек. В свою очередь, мир человека, личности - это прежде всего мир ценностей и культуры. Процесс познания себя и окружающего мира, самоопределения и самореализации предполагает формирование и утверждение определенной ценностной системы, оформление ценностно-смыслового содержания. Фундаментальными системообразующими ценностями выступают свобода и любовь. Именно они конституируют человека, личность в данном качестве, являются показателями собственно человеческого, личностного уровня развития.
2.1. Индивид, человек, личность: проблема определения и разграничения понятий
2.1.1. Человек одновременно содержит в себе и загадку, и разгадку. Он многогранен, многомерен, внутренне противоречив, парадоксален. Он находится в постоянном поиске, стремится познать себя и окружающий мир, реализовать свой личностный и творческий потенциал. В процессе жизнедеятельности каждый вырабатывает определенную жизненную позицию и формирует вокруг нее свой жизненный мир. Свобода выбора системы ценностей, стиля и смысла жизни является исключительной прерогативой человека. Определяя свой жизненный стиль и смысл, каждый утверждает себя в качестве человека, личности.
2.1.2.1. Существует множество взглядов и подходов к проблеме человека. Один из представителей современной немецкой философии В. Брюнинг предлагает, на наш взгляд, наиболее удачную и оригинальную классификацию философских учений о человеке ?21?. Руководствуясь принципом идентичности и взаимосвязи, он выделяет четыре основных типа антропологий.
Первый тип - традиционная модель понимания природы и сущности человека - берет начало в античной философии (Сократ, Платон, Аристотель) и развивается в западноевропейском средневековье (схоластика, томизм). Здесь человек включается в изначально заданный определенным образом строй сущностей. Он рассматривается как неотъемлемая часть неизменного миропорядка, в котором все сущее имеет четко фиксированное место и который регулируется высшей силой (идеальный мир Платона, христианский Бог схоластов и Томы Аквинского, разум, законы природы западноевропейских рационалистов и натуралистов). Лишь приобщаясь к абсолютному, человек обретает ценность и достоинство. Таким образом, традиционная модель фактически поглощает человека, подчиняя его высшей объективной силе.
Второй тип классификации - это "демонстрация движения субъективных факторов в человеке навстречу объективным порядкам", эволюционное движение от монизма к плюрализму. Согласно В. Брюнингу, этот тип представляют персонализм, индивидуализм, спиритуализм и экзистенциализм. На первый план выходит индивидуальность и уникальность человека, его автономность и свобода. Данные философские направления постулируют независимость человека от природных условий и общественных порядков. Очевидно, что приоритет человека-личности является положительной стороной этих направлений. Вместе с тем их обратной стороной, существенным недостатком выступает абсолютизация свободы, переход в нарциссизм и эгоцентризм, что в итоге лишь разрушает человека. С нашей точки зрения, человек, личность обязательно должны ориентироваться на общество и общение. Социабельность играет здесь немаловажную роль.
Третий тип систематизации антропологических учений - иррационализм. Его представители акцентируют проблему эмоционального, чувственного мировосприятия, мироощущения, проблему бессознательного. Иррациональность принципиально противопоставляется рациональности. Таким образом, возникает новое толкование природы и сущности человека, где подлинной действительностью объявляется непрерывное, текучее или бурлящее, развитие человека, его внутреннего мира, а решающую роль играет "первобытный натиск", "воля к власти". К сожалению, в иррационализме, как впрочем и в рационализме, человек теряет свою индивидуальность. По выражению В. Брюнинга, он "тонет" в этом "едином иррациональном потоке".
И, наконец, четвертый тип - трансцендентализм. Он включает в себя концепции, в содержании которых можно наблюдать "обратное движение от иррационального хаоса к общезначимым формам и нормам". В отличие от первого типа, эти формы и нормы не отличаются независимостью от человека. Напротив, они существенно с ним взаимосвязаны. Истоки четвертого направления находятся в западноевропейском экзистенциализме. Здесь человек выступает как "проект", "трансцендентальный субъект". Своими действиями он создает себя и мир, вносит порядок.
Следует заметить, что большинство представленных в истории философии концепций человека абсолютизируют одну из его сторон. Например, христианство - душу, рационализм - разум, иррационализм - иррациональное начало, марксизм - социальный фактор. Очевидно, что существует три фундаментальных измерения человеческого бытия: природное, социальное и духовное. В каждом из нас эти измерения, или начала, образуют своеобразное, индивидуальное сочетание. Более того, они не только тесно взаимосвязаны, но и представляют иерархизированную целостность. Первое и второе измерения - адаптационные. Здесь человек приспосабливается к окружающей физической и социальной среде. Третье - божественное - ориентирует его на свободную и творческую самореализацию, на ценности и идеалы.
2.1.2.2. Мы солидарны с позицией Н.А. Бердяева, что существует лишь одна "в настоящем смысле слова" антропология - христианская. "Понять человека, - пишет русский философ, - можно лишь в его отношении к Богу. Нельзя понять человека из того, что ниже его, понять его можно лишь из того, что выше его... Антропология христианская учит о том, что человек есть существо, сотворенное Богом и носящее в себе образ и подобие Божье, что человек есть существо свободное и в своей свободе отпавшее от Бога и что, как существо падшее и греховное, он получает от Б