Ви є тут

Інформаційна політика Китайської Народної Республіки в сучасних міжнародних відносинах

Автор: 
Хуан Цинь
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U002568
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КНР

2.1. Национальные модели информационализма как фактор регионального сотрудничества

Азия в начале ХХІ столетия переживает глубокую трансформацию политической системы и идеологии, вызванную процессами глобализации и обусловленную развитием информационных и коммуникационных технологий. Эти изменения существенным образом повлияли на традиционный уклад и жизнедеятельность региональных сообществ, их социальную систему и систему национальных культурных ценностей. Благодаря активному внедрению новых научно-технологических достижений, за последние десятилетия азиатский регион достиг невиданных экономических успехов и темпов роста, беспрецедентных в истории. Исследователи отмечают, что в ближайшие 50 лет восточноазиатский регион, а в самом регионе - прежде всего Китай, могут превратиться в центр мировой политики и экономики [50]. Этому способствует огромная численность населения и, соответственно, его доля в международном рынке рабочей силы (по некоторым оценкам - треть), а также концентрация капиталов (в регионе расположено семь стран с крупнейшим золотовалютным резервом в мировом хозяйстве).
В то же время, новые вызовы информационно-коммуникационных и биотехнологий обусловили обострение многих проблем, которые не были решены в предыдущий период. Увеличение дисбаланса между богатыми и бедными странами региона во всех направлениях отношений (политика, экономика, социум, коммуникация, миграция, народонаселение, образование и т.д.) ставит на повестку дня вопрос о том, как использовать глобальные процессы на благо эволюционного развития цивилизации.
Необходимость осмысления глубоких политических и экономических трансформаций в контексте глобализации стимулируют деятельность как региональных межправительственных организаций Восточной Азии, так и правительств стран региона, направленную на принятие адекватных политических решений.
Стратегии информационной политики азиатских стран и региональных межправительственных организаций, направленные на включение региона в глобальное информационное общество с целью ускорения и углубления экономического, социального, культурного и технического развития региона, обусловлены спецификой данного региона. Так, среди наиболее важных отличительных особенностей выделяют: географическое (множество малых островов, огромное водное пространство и самый крупный массив суши) и демографическое разнообразие (в регионе проживает свыше 65% населения земного шара, в том числе 75% беднейшего населения планеты); культурное и языковое разнообразие (в регионе говорят на 3500 языках, что составляет 51% от всего количества языков мира, включая языки, не имеющие письменности); институциональная стабильность и значительная численность производительной рабочей силы [130].
Страны азиатского региона заметно различаются по уровню политического и экономического развития. Япония является примером современного высокоразвитого государства. Появление "азиатских тигров", "молодых драконов" - новых индустриальных государств Юго-Восточной Азии (Сингапур, Южная Корея, Малайзия, Таиланд и др.) - сопряжено с высокими темпами экономического развития. Двигаясь по пути реформ, Китай с каждым годом укрепляет свое экономическое положение и политическое влияние в мире. Одновременно немало государств региона все еще остаются слаборазвитыми, беднейшими странами мира. Реформирование плановой социалистической экономики и создание условий для ускоренного развития являются общей задачей как для Китая, так и для Вьетнама и Северной Кореи, однако рыночные реформы проводятся в них разными путями, которые во многом определяются сложнейшими процессами политического строительства в новых условиях постсоциализма, новой геополитической самоидентификации. Так, Китай ставит своей задачей сохранение политической системы и одновременно быструю интеграцию в мировые рынки, превращение в ведущую мировую державу. Вьетнам строит рыночную экономику с социалистической ориентацией под руководством Коммунистической партии Вьетнама. Северная Корея пробует мягко и постепенно заменить доктрину чучхе - опору на собственные силы - концепцией экономической интеграции с развитой Южной Кореей по принципу "одна страна - две политические системы".
В сфере информации и коммуникаций в целом по региону и внутри отдельных стран наблюдается увеличение разрыва в цифровых технологиях, неравенство в отношении доступа к современным ИКТ и их применениям, включая доступ к Интернет и наличие широкополосной связи; дисбаланс в информационных потоках; лидерство в отдельных областях ИКТ (некоторые страны региона являются пионерами в таких областях, как услуги широкополосной, спутниковой и подвижной электросвязи); специфика малых островных развивающихся государств региона, характеризующиеся высокой стоимостью доступа и технических средств, нехваткой людских ресурсов, усугубляющейся проблемой "утечки умов", ограниченностью доступа к сетям [130].
В то же время, Азия прочно заняла лидирующие позиции в производстве широкого спектра ключевых видов продукции - не только бытовой электроники (как было первоначально), но и электронно-информационного комплекса, т.е. продукции ИТ. В этом отношении весьма показательны данные, полученные по результатам исследования ведущего японского экономического центра "Нихон кэйдзай сим-бун". По большинству рассматриваемых видов продукции обращает на себя внимание быстрый и существенный рост доли Китая. На некоторых товарных рынках укрепляют свое положение Южная Корея и Тайвань. Страны АСЕАН по ряду товаров тоже увеличивают долю, но в большинстве случаев ведут нелегкую борьбу за сохранение позиций, отступая под китайским натиском. Доля Японии, как правило, либо стабильна, либо снижается, иногда заметно [131, с. 43].
В Глобальном докладе про информационные технологии приводится рейтинг 82 стран в соответствии с индексом сетевой готовности, который определяется как "степень подготовленности страны или сообщества