Ви є тут

Формування інтегративних теоретичних знань із спеціальних дисциплін у майбутніх пілотів

Автор: 
Смирнова Ірина Леонідівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2007
Артикул:
0407U003734
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
Методологические основы обучения спецдисциплинам в высшем лётном учебном заведении на основе межпредметных связей

2.1. Теоретическое обоснование и разработка технологии формирования интегративных теоретических знаний

Совершенствование авиационной техники приводит к увеличению количества пилотажно-навигационных приборов, усложнению систем авиационного оборудования, а следовательно, к расширению объёма информации, поступающей пилоту для переработки, появлению дефицита времени при принятии решения в процессе пилотирования. Кроме того, на сегодняшний день, в процессе выполнения полёта, наиболее ярко проявляется повышение интеллектуализации профессиональной деятельности при соответствующем снижении физической активности. Осуществляется интенсивное усвоение и продуцирование большого объёма знаний, что выдвигает особые требования к теоретической подготовке лётного состава и формирует новый подход к структуре и содержанию методики преподавания спецдисциплин с целью формирования профессиональной надёжности пилота [121, 123, 132].
Ошибочные действия лётного состава являются одной из важнейших характеристик причин авиационных происшествий, связанных с человеческим фактором. Из приведённого в п.1.1 анализа авиационных происшествий и катастроф, можно сделать вывод, что, несмотря на интенсивность исследований по различным направлениям профессиональной деятельности лётного состава (теоретическая, тренажёрная, физическая, лётная, психологическая и психофизиологическая подготовки) с целью повышения профессиональной надёжности пилотов, проблема специальной подготовки далека от своего решения [36, 123, 129].
Методика профессионального лётного обучения является отдельной ветвью педагогической науки, которая исследует закономерности освоения лётной деятельности и является научной теорией обучения и воспитания лётного состава [80], согласно мнения многих учёных и практиков лётного обучения, а именно, В.А. Пономаренко, Н.Д. Заваловой, В.Ф. Жернакова, Р.Н. Макарова, М.И. Рубца [63, 66, 79, 130]. Важная роль в подготовке пилотов отводится теоретической подготовке, от уровня которой, в основном, зависит верно принятое решение во время пилотирования воздушным судном, обусловленное темпом поступления сигналов к пилоту, который колеблясь в широком диапазоне в зависимости от характера полёта неблагоприятно отражается на деятельности пилота. Этот факт обусловлен тем, что при большом темпе, пилот пропускает часть информации безвозвратно, так как имеет биологически определённую скорость восприятия сигналов, определяемую пропускной способностью центральной нервной системы, которая является одноканальной системой. Если, например, на вход центральной нервной системы поступило одновременно два сигнала, то один из них, в зависимости от степени важности, будет принят и реализован, а другой будет ждать своей очереди, либо вообще не будет принят [119, 120, 133, 166, 201].
Данная ситуация значительно усложняется при появлении отказов, для определения и устранения которых требуется применение быстрых, точных и координированных действий, что предполагает наличие таких качеств лётного состава, как оперативная память, оперативное и эвристическое мышление, волевых качеств, находчивости и смекалки. Формирование этих и ряда других профессиональных качеств, в свою очередь, предполагает наличие специальных знаний различного оборудования самолёта, особого вида подготовки лётного состава с использованием альтернативно-поисковой деятельности в сложившейся ситуации.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что деятельность пилота в экстремальных условиях должна обеспечиваться такими знаниями, навыками и умениями, адаптационными механизмами к экстремальным условиям полёта, эмоционально-волевой устойчивостью, высоким развитием поисково-исследовательских составляющих деятельности, наличие которых формирует устойчивую способность корректировать реализацию решения в зависимости от сложившейся ситуации [58, 65, 68, 200].
Исходя из того, что уровень профессионального мастерства лётчика определяется устойчивостью к стрессу, сохранением деятельности в экстремальных условиях и готовностью к активным действиям, экипаж воздушного судна, для его успешной эксплуатации, должен владеть строго определённым алгоритмом теоретических знаний и действий, направленных на достижение цели в любой ситуации [91, 119, 120, 122, 144]. Однако содержание алгоритма не может учесть всего объёма деятельности пилота из-за невозможности спроектировать все возможные осложнения и ситуации, с которыми может столкнуться пилот в реальной лётной деятельности.
Существующие методы, принципы, структура, содержание и формы обучения авиационным спецдисциплинам не всегда дают должный положительный результат, так как традиционное обучение формирует знания, навыки и умения по спецдисциплинам только репродуктивным методом и без взаимосвязи. В реальной же действительности эксплуатация авиационного оборудования, являясь одним из основных видов деятельности при эксплуатации воздушного судна, сопряжена с большим нервно-психическим напряжением, обусловленным необходимостью принятия правильного решения при лимите времени и информации, связанным с обеспечением безопасности полётов. Исходя из чего, именно в нестандартной полётной ситуации и проявляется несостоятельность традиционных методов обучения.
Для формирования профессиональной надёжности при работе с авиационным оборудованием, на наш взгляд, наиболее действенными есть методы интенсивного обучения (проблемно-поисковые методы), позволяющие формировать интегративные профессиональные знания, навыки и умения, которые направлены на эффективное использование резервов организма и расширение информационных возможностей будущих пилотов [34, 55, 74, 88, 89, 138, 142, 162].
Однако процесс формирования интегративных профессиональных знаний, навыков и умений по спецпредметам с использованием межпредметных связей затруднён из-за отсутствия научных основ технологии организации тако