Ви є тут

Початкова підготовка у художній гімнастиці дівчаток 7-9 років з урахуванням розвитку сприйняття часу.

Автор: 
Дячук Анастасія Михайлівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2008
Артикул:
0408U002035
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В основу исследования положена концепция, согласно которой одним из факторов, обуславливающих начальную подготовку, направленную на повышение качества управления интервалами времени, является поиск новых программ для контроля за состоянием ОФП, СФП, выполняемых во времени [12, 26, 46,57].

2.1. Методы исследования

Для решения поставленных задач применялся комплексный подход с использованием следующих методов исследования:
• изучение и анализ научно-методической литературы,
• методы квалиметрии: анкетирование и экспертиза,
• антропометрия,
• педагогические методы исследования,
• физиологические методы исследования,
• методы исследования психомоторных качеств,
• методы статистической обработки результатов.

2.1.1. Изучение и анализ научно-методической литературы
Изучение научно-методической литературы позволило сформулировать проблему, выяснить степень актуальности вопросов, которые были решены в ходе исследований, теоретически обосновать цель и задачи работы, проанализировать проблему с позиции данных результатов, содержащихся в литературе и полученных в ходе собственных исследований [186, 187, 188, 205].
Анализ и обобщение источников осуществлялся с учетом многоплановости изучаемой проблемы. В ходе исследования проанализированы работы по общей и спортивной физиологии детей и подростков [49, 61, 81, 91, 99]. Большое внимание уделено публикациям специалистов в области содержания и направленности методики начальной подготовки [22, 45, 90, 144,], восприятия времени [43, 118, 157]. Изучены работы тестирования временных параметров движений [64, 79, 103, 169].

2.1.2. Анкетирование
В соответствии с проблемой исследования было проведено анкетирование со специалистами, которые имеют большой практический опыт работы в ДЮСШ и СДЮШОР по художественной гимнастике (прилож. А. 1). При этом определялась степень актуальности исследования проблемы восприятия времени на начальном этапе подготовки в художественной гимнастике и пути решения поставленных задач.
С помощью анкетирования нами было проведено исследование, направленное на изучение роли восприятия времени при обучении упражнениям художественной гимнастики. Контингент обследуемых респондентов - тренеры детско-юношеских спортивных школ Киева, Белой Церкви, Львова, Днепропетровска. Всего в исследовании участвовали 52 тренера, в числе которых 25 ведущих тренеров Украины, 15 из них - заслуженные тренеры Украины и 10 - со стажем тренерской работы свыше 15 лет. В разработанной нами анкете представлены вопросы, которые позволили получить представления о факторах, повышающих подготовку перспективных гимнасток [27].
Оценку результатов анкетирования проводили с использованием метода ранжирования [27, 118, 164].
В результате ранжирования ответов в порядке их значимости для опрашиваемых наиболее значимому ответу присваивался наивысший - первый ранг, наименее значимому - последний. При таком оценивании ответ, являющийся самым высоким, получает наименьшую сумму рангов (К), наименее весомым - наибольшую. На заключительном этапе была проведена обработка результатов математико-статистическим методом [119, 164].

2.1.3. Антропометрия
На основании общепринятых и рекомендованных авторами антропометрических методов исследований определялась масса и длина тела, обхват грудной клетки на вдохе и выдохе [7, 83, 102], согласно общепринятым методам.
Масса тела (МТ) определялась с помощью медицинских весов с точностью ± 50г. Длина тела (ДТ) измерялась ростомером с точностью ± 0,5 см по высоте верхушечной точки над полом. Измерения обхвата груди производились сантиметровой лентой. Обхват груди (ОГ): лента проходит сзади под нижним углом лопаток, спереди - по верхнему краю грудной железы. Обхват груди измерялся в двух состояниях: при глубоком вдохе и глубоком выдохе в сантиметрах.

2.1.4. Педагогические методы исследования
Педагогическое наблюдение. Использовалось на всех этапах работы для изучения специфических особенностей художественной гимнастики, используемых средств и методов, направленных на комплексное развитие способностей юных гимнасток.
Педагогический эксперимент. Для решения поставленных задач была проведена серия педагогических экспериментов, в процессе которых разрабатывалась программа тренирующих воздействий на отстающие компоненты параметров времени гимнасток и проверялась ее эффективность:
1. Констатирующий педагогический эксперимент по изучению морфофункциональных особенностей, физической подготовленности, психомоторных качеств и дифференцирования параметров времени, требующих проявления быстроты, силы, выносливости, гибкости и параметров времени.
2. Преобразующий педагогический эксперимент [83], в котором проверялась эффективность разработанной программы путем сравнения первичных и вторичных результатов гимнасток 7-9 лет.
Контрольные испытания проводились в естественных условиях учебно-тренировочного процесса гимнасток первых трех лет обучения.
Педагогическое тестирование осуществлялось с использованием контрольных упражнений [22, 147, 200, 203, 208], а также разработанных соискателем [52, 54, 55], и тестов для оценки восприятия времени [30, 31,32], используя рекомендации, приведенные в литературе [19, 23, 28, 50, 109, 189].
Тестирование двигательных качеств [12, 115,182, 184] проводили с использованием тестов, представленных в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Тесты для оценки двигательных качеств
№ Описание тестаНаправленностьПоказателивысокиесредниенизкие1."Поднимание ног" - в висе на гимнастической стенке, поднимание согнутых ног до касания рейки за головой. Учитывалось количество движений за 10 с.Определение силы мышц брюшного пресса.10742."Угол в висе" - в висе на гимнастической стенке, удержание ног под углом 90?. Учитывалось время в секундах до момента опускания ног ниже прям