Ви є тут

Обґрунтування параметрів i режиму комплексної відкрито-підземної розробки рудних родовищ.

Автор: 
Черних Олександр Дмитрович
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2008
Артикул:
3508U000272
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ТЕХНОЛОГИЯ И ПАРАМЕТРЫ ОТКРЫТО-ПОДЗЕМНОЙ РАЗРАБОТКИ ПРИБОРТОВЫХ ЗАПАСОВ РУД
2.1. Выбор оптимальной схемы вскрытия приконтурных запасов руд на карьерах
Основной долей экономических затрат на промышленное внедре­ние новых спо-собов
отработки нижних горизонтов карьера являются инвестиционные затраты на вскрытие
и эксплуатацию вскрывающих выработок: стволов , штолен, наклонных сьездов.
Отличи­тельным фактором вскрытия приконтурных запасов от существую-щих схем при
подземной разработке, является использование для транспорта руды существующих
карьерных коммуникаций и оборудования (наклонных конвейерных стволов, ПДК,
карьерных выездных траншей и т.п.). Исследования по пропускной способности
карьерных коммуникаций показали, что в период доработки карьеров конвейерные
стволы используют на 45-60% от своей пропускной способности. Ис­пользование
существующего карьерного транспорта для открыто-под­земной работ позволяет на
45-55% уменьшить суммар­ные капитальные затраты на проходку под-земных
вскрывающих вырабо­ток, проходимых не с поверхности, а из зоны карьера. Это
позволит сократить транспортные расходы на 28-52%, а в некоторых схемах на
52-63% (на основе проектного опыта ). Проектирование обособленных схем
вскры-тия для открыто-подземных работ без использовния карьерного транспорта,
яв­ля-ется технологически и экономически нецелесообразным. Для выбора
оптимального варианта вскрытия приконтурных запасов рассмотрены возможные схемы
их вскры-тия. Табл. 2.1-2.2. Рис. 2.1.
Одним из основных факторов, влияющих на приведенные транспортные затра-ты,
является удельное расстояние транспортирования на заданную высоту перепада
отметок. При доработке дна карьера производится массовый перепуск отбитой руды
на концентрационный горизонт, а затем ее транспортный подъ­ем на глубину
откры-то-подземного яруса (150-250 м). Для расчета длины вскрывающих
транспортных выработок по их виду для заданной высоты отметок выведены
эмпирические зависимости и составлены экономико-математические модели для
расчета приведен-ных затрат на вскрытие приконтурных запасов руд. Табл.2.3.
Основной экономической моделью сравнения возможных вариан­тов вскрытия
является общепринятая методика:

Для расчета приведенных затрат по заданным схемам вскрытия разработаны
эко-номико-математические структурные модели, по которым производится выбор
опти-мального варианта вскрытия приконтурных запасов руд на существующих
карьерах. Табл. 2. 4. В разработанные экономические модели входят следующие
параметры: - капитальные затраты на проходку тонне-ля; ж.д. штолен;
дополнительных тупиков на станциях погрузок; строительство перегру-зочного
пункта в карьере; наклонного ствола; рудоспусков, вертикального ствола;
авто-мобильного уклона; сооружение карьерных транспортных коммуникаций;
- эксплуатационные расходы на транспортировку по горизонтальным выработкам; по
тоннелям; стоимость перегрузки в карьере; сто-имость 1 т руды сборочным
транспортом – ж.д.шахтным и карьерным; карьерными автосамо­свалами, стоимость
дробления 1 т. руды; стоимость транспорта по наклонному стволу; вертикальному
стволу, автомобильному уклону; карьерным транспортным ком-муникациям, грн,
- производительность отдельных участков при доработке прибортовых, законтурных
и подкарьерных запасов, млн.т/год.
При открыто-подземной разработке приконтурных запасов суще­ствует два осно-
вных подхода к расчету общих затрат на вскрытие. Первый вариант - затраты
рассчи-тывают до станций перегрузок, нахо­дящихся в зоне карьера; второй -
вскрывающие выработки являются обособленными и выходят на поверхность вне зоны
карьера с даль -
нейшей транспортировкой руды к обогатительной фабрике. В данных вариантах
необхо-

прибортовые

подкарьерные

Рис.2.1 Возможные схемы вскрытия прибортовых и подкарьерных запасов руд из
действующих или отработанных карьеров с максимальным использованием его
выработанного пространства.
димо учитывать возможность использования не только карьерных коммуникаций, но
и
существующего горнотранспортного оборудования (ж.д.думпкаров, электровозов,
авто-саамосвалов и т.п.). Часть капитальных затрат по первому варианту вскрытия
от карь-

Таблица 2.1
Возможные схемы вскрытия приконтурных запасов из карьеров
Наименование приконтурных запасов
Возможные схемы вскрытия
Приботовые
Наклонные конвейерный ствол с выходом
в борт карьера.
Горизонтальная штольня в зону карьера.
Железнодорожный тоннель в зону карьера.
Слепой ствол до отметки концентрацион-
ного горизонта.
Штольня до конвейерного или вертикаль-
ного ствола.
Подкарьерные
Горизонтальная штольня в зону карьера.
Железнодорожный тоннель в зону карьера
с привязкой к карьерным коммуникациям.
Наклонный подземный съезд из карьера.
Вертикальные стволы до поверхности.
5. Конвейерный ствол до поверхности.
Законтурные
1. Вертикальный ствол:
а) до поверхности;
б) в зону карьера с выходом в борт или
на дно карьера.
2. Наклонный тоннель в зону карьера.
3. Наклонный конвейерный ствол:
а) в зону карьера;
б) до поверхности.
4. Автоуклон до карьера с дальнейшей перегруз-
кой на карьерные ПДК и карьерный транспорт.
Таблица 2.2
Классификация схем вскрытия при комплексной разработке месторождений
Место проведения вскрывающих выработок
Тип вскрывающей выработки в зависи-мости от зоны карьера
Основная функция вскрывающей
выработки
I. ЗАВИСИМАЯ
А. С нерабочего борта карьера
Б. С рабочего борта карьера
В. Со дна карьера
1. Наклонный съезд
2. Наклонн