Ви є тут

Национальное и интернациональное в инструментальной музыке таджикских композиторов

Автор: 
Гейзер Эрна Робертовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1983
Кількість сторінок: 
232
Артикул:
134276
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
В В ЕДЕ Н И Е .................................... 3-26
ГЛАВА I. ТАДЖИКСКАЯ НАРОДНАЯ МУЗЫКА КАК ОСНОВА
ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА 27-59
ГЛАВА П. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОМПОЗИТОРСКОЙ МУЗЫКИ В ТАДЖИКИСТАНЕ... 60-104
ГЛАВА Ш. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА ТАДЖИКСКИХ
КОМПОЗИТОРОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Ю5-І80
- *
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................... І8І-І9І
СПИСОК ОСНОВНОЙ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....... 192-209
ПРИЛОЖЕНИЕ ................................... 231
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о взаимосвязи национального и интернационального в , музыке - чрезвычайно актуальная проблема нашего времени. Интерес к ней особенно обострился в последние годы в связи с бурным культурным строительством в странах Азии, Африки и Латинской Америки. В зарубежном музыкознании сейчас наметились две полярные точки зрения о возможностях развития национальных музыкальных культур, особенно восточных.
Одна из них заключается в чрезмерном подчеркивании особен- ^ ностей систем музыкального мышления этих народов, а отсюда и в требовании особого пути их эволюции. Другая проявляется в нивелировании самобытности исторически сложившихся музыкальных тра-' * ' '* ’ )
диций народов Востока, подчинении их "универсальному” "средне-европейскому" стандарту.
Опыт строительства музыкальных культур Советского Востока, сформировавшихся в результате сложного взаимодействия собственных национальных традиций с богатейшими традициями русской и западноевропейской музыки, приобретает сегодня исключительно международное значение.
Как известно, многие народы бывших окраин царской России только после революции получили возможность для полного духовного развития, строительства собственной национальной культуры.
К их числу относится и таджикский народ, который в прошлом имел высоко развитую духовную культуру, подарил миру выдающихся мыслителей и поэтов и создал в эпоху средневековья шедевры в области архитектуры, живописи и музыки. Однако, потеряв в результате завоевательных войн государственную независимость, таджикский народ, как и другие народы Советского Востока, остался надолго замкнутым в рамках традиций национальной зоны стран Востока.
- 22 -
рии армянской монодической музыки", Л.А.Мазель "Вопросы анализа музыки", Л.А.Мазель "Проблемы классической гармонии", С.С.Скребков "Художественные принципы музыкальных стилей", С.С.Скребков "Об интонационных особенностях гармонических функций в современной музыке" (в кн.: Теоретические проблемы музыки XX века, вып.1), Ю.Н.Тюлин "Современная гармония и её историческое происхождение" (там же), В.Холопова "Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века".
В эстетических посылках автор основывается на методологических установках классиков марксизма-ленинизма, вытекающих из их работ по национальному вопросу, а также работ, посвященных искусству, используются документы КПСС и высказывания по проблемам искусства В.Г.Белинского, А.В.Луначарского, Н.Г.Чернышевского и Гегеля.
В работе использован также ряд исследований по таджикскому музыкальному искусству. Среди них статья В.Беляева "Таджикские народные темы в сюите "Ванч" Кншшера" (Советская музыка, 1937,
Н» 4), посвященная анализу основных черт музыкального языка произведения. Монография Н.Шахназаровой и Г.Головинского "С.Баласа-нян" показывает нам творческий портрет композитора С.А.Баласаня-на. В ней довольно подробно анализируются основные произведения одного из основоположников таджикской советской музыки (в том числе и связанные с "таджикским" периодом его творчества). Симфоническому творчеству композиторов Таджикистана посвящены разделы из книги И.Вызго-Ивановой "Симфоническое творчество композиторов Средней Азии и Казахстана", в которой автор исследует пути становления симфонического жанра параллельно в пяти республиках, руководствуясь наличием давних исторических связей между народами этих республик. К достоинствам этой работы следует от-
нести ряд выводов теоретического порядка, как-то: связь особенностей гармонического мышления композиторов каждой республики со спецификой народных ладов и фактурно-тембровыми приемами национального исполнительства, влияние особенностей национальной ритмики на ритмическое и структурное оформление композиторских сочинений, установление определенных конструктивных и жанровых закономерностей в творчестве композиторов вместе с ростом уровня профессионализма в каждой из республик. Наблюдения над эволюцией симфонического жанра в Таджикистане ограничиваются первой половиной 60-х годов.
Становлению симфонической музыки в Таджикистане посвящена статья того же автора - "Зарождение и развитие таджикской симфонической музыки" в кн.: История и современность. Статью отличает широта охвата анализируемых музыкальных явлений - изучаются произведения, созданные в период от 30-х гг. до второй половины 60-х годов. В результате наблюдений автор приходит к выводу о несомненном росте таджикской симфонической музыки, расширении круга композиторских задач, обогащении выразительных приемов и укреплении связей с другими национальными симфоническими культурами к 60-м годам. Интересным представляется вывод более частного порядка: становление интонационного строя в композиторском творчестве 50-х - 60-х гг. в результате слияния выразительных элементов, типичных для музыкального фольклора различных областей республики. При этом, добавляет автор, интонационный строй композиторских сочинений приобретает многообразные выразительные оттенки благодаря необычайному разнообразию местных стилей в Таджикистане.
Зволюцию жанра симфонической сюиты в таджикской музыке
#
прослеживает Л.Назарова в статье "Динамика эволюции жанра" (Со-