Ви є тут

Оркестровое письмо в музыке для оркестра русских народных инструментов как элемент стилевой системы

Автор: 
Белик Петр Алексеевич
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1990
Кількість сторінок: 
206
Артикул:
134208
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
г
ВВЕДЕНИЕ ........................................... 3
ГЛАВА I. ТРАКТОВКА ОРКЕСТРА....................
§1. О понятии "трактовка оркестра" . . . . 16
§2. Эволюция инструментального состава . . 22
§3. Выразительные визмглнооти инструментов и групп оркестра в аспекте функционирования их в качестве стилевых признаков 87 ГЛАВА П. ОРКЕСТРОВАЯ ФАКТУРА
§1. Организация оркеотрового многоголосия 91 §2. Стилевые особенности оркестровой
фактуры............................... 101
§3« Фактура как действенный фактор
стилевых закономерностей. ........... 177
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................ 181
Библиография...................................... 195
*
ВВЕДЕНИЕ
В бурно развивающемся ооветоком искусстве оркеотр русских народных инструментов занимает одно из почетных мест* Исполнилось столетие художественного коллектива, который на протяжении всей истории приобщает широчайшие слои любителей к народной и классической музыке, играет важную роль в эоте-
А-
тичеоком воспитании, органически входит в музыкальную культуру нашего народа.
К.А.Вертков определил этот инструментальный состав как "высший этап развития русских народных инструментов и русской народной инструментальной музыки" /41, с.29-30/. За минувшие годы оркестр прошел путь от небольшого ансамбля к многочисленному коллективу о ярко выраженными национальными признаками, о широкими возможностями для воплощения музыки самого
* различного характера.
Оркестровая литература охватывает произведения различных жанров: от обработок народных песен, небольших пьес до широкомасштабных симфонических полотен. Как справедливо отмечает М.Имхаиицкий, многие произведения современной музыки для народного оркестра "внесли существенный вклад не только непос-
Я редственно в этот жанр, но и в советскую музыку в целом” /70,
0.6/ •
Создание крупных, маоштабных, наполненных подлинно симфоническим дыханием произведений потребовало обогащения народ-но-инотрументального жанра приемами оимфонического развития, разработанными композиторами-классиками. Но механически переносить все приемы симфонической музыки было бессмысленно. Поэтому необходимо было органически освоить все технические
* и выразительные возможности народных инструментов, проник-
Категории стиля и жанра тесно связаны друг с другом. Являясь одним из компонентов стиля, жанр представляет собой понятие многозначное, обобщающее совокупность определенного рода явлений. Этот термин охватывает и исполнительские средства /"вокальные жанры", "инструментальные жанры" и т.д./, и жизненное назначение /колыбельная, траурный марш/, и тип содержания /"лирические жанры", "легкий жанр" и т.д./, и особенности формы /"жанр фортепианного концерта", "жанр прелюдии"/.
В учебных пособиях "Строение музыкальных произведений" Л.мазеля и "Анализ музыкальных произведений" Л.Мазеля и
В.Цуккермана музыкальные жанры определяются как "...роды и виды музыкальных произведений, исторически сложившиеся в связи с различными социальными /в частности, социально-бытовыми, социально-прикладными/ функциями музыки, в связи с определенными типами ее содержания, ее жизненными назначениями, условиями ее исполнения и восприятия" /86, с.18-19/.
Жанр в той или иной степени определяет отбор выразительных средств, тем самым играя активную роль по отношению к общему комплексу стилевых признаков. Жанровые особенности в сочетании с выразительными средствами составляют один из элементов стиля. Наряду с традиционными чертами жанра в процессе эволюции стиля /как индивидуального, так и группового, эпохального/ происходит непрерывное новаторское переосмысление. Поэтому роль жанра по отношению к стилю оказывается в конечном счете ограниченной, подчиненной. Стилевая эволюция представляет собой одно из выражений закономерностей развития искусства. Эволюция жанров является результатом эволюции стиле-
- 20 -
Каждому историческому периоду присущи свои особые приемы использования оркестра. Как отмечал С.Л.Гинзбург, "...искусство инструментовки непрестанно изменяется, стремясь в каждый исторический момент добиться максимальной выразительности и впечатлительности. Поэтому ни в каком случае нельзя брать приемы оркестровки в застывшем состоянии, а необходимо рассматривать их в функциональной зависимости от всей музыкальной практики соответствующей эпохи в целом" /45, с.42-43/.
В пропессе эволюции инструментального состава, роста уровня исполнительства, непосредственного влияния социально-исторических условий жизни на определенные закономерности мышления композиторов развиваются технические, динамические и колористические возможности оркестра русских народных инструментов.
Исходя из вышеизложенного, трактовка оркестра представляет собой компонент системно организованного оркестрового письма, основанный на
взаимодействии выразительных возможностей инструментов и групп
оркестра в процессе музыкального развития в их органической
связи с общим художественным замыслом, жанром, особенностями
исполнительства, закономерное-тями мышления композитора и вы-
ражающийся в различных тембровых сочетаниях по горизонтали и