Ви є тут

Драматургия Сэма Шепарда и некоторые проблемы постмодернистской эстетики

Автор: 
Новикова Катерина Викторовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1999
Кількість сторінок: 
157
Артикул:
1000222265
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
♦ Введение
♦ Глава I.
Ранняя драматургия Сэма Шепарда
♦ Глава II.
Семейная трилогия Сэма Шепарда
► * -.0/4
Театральная практика 60 — 90-х годов
♦ Театральный контекст творчества Шепарда
♦ Современный спектакль
♦ Заключение
♦ Библиография
3
ВВЕДЕНИЕ
Долгие годы отечественное театроведение было фактически' изолировано от мирового театрального процесса, и в частности, от американской театральной практики. Социально-политическая ситуация в стране диктовала свои условия и в культуре, которая рассматривалась как важнейшее идеологическое оружие.
Возможно, именно это повлияло на то, что в русском театроведении сформировалась некая схема развития американской драматургии, которую в исторической последовательности можно сформулировать так: Юджин О’Нил, Теннеси Уильямс, Артур Миллер и Эдвард Олби. Дальше цепь обрывается, заканчиваясь, таким образом, ведущими драматургами 60-х. Хотя Олби продолжает писать (с большим успехом прошла на Бродвее его пьеса «Три высокие женщины в голубом» 1992), тем не менее сам он (по манере письма, по форме и проблематике своих произведений) является в первую очередь представителем поколения шестидесятых, именно на эти годы пришелся пик его творчества. Таким образом, порой создается ложное впечатление, что традиция классической американской драматургии прервалась. На русском языке пока не существует серьезных театроведческих работ, посвященных творчеству таких известных современных американских драматургов, как Дэвид Мамет, Огуст Уилсон.
Самым ярким представителем современной американской драматургии можно без преувеличения назвать Сэма Шепарда, драматурга, признанного живым классиком, написавшего более сорока пьес. Вполне естественно, что его творчество заслуживает самого пристального внимания, оценки и основательного театроведческого анализа. Ведь Шепард один из самых плодовитых драматургов современной Америки и
14
л j
в котором официально доминировал модернизм. Позже в трудах Ричарда Вассона и Ихаба Хассана постмодернизм предстал как интеллектуальная оппозиция Модернизму. Ихаб Хассан попытался суммировать основные' отличия постмодернизма: "Игра; Случай; /.../Истощение /Тишина;/.../ Несозидание/Деконструкция;/.../ Отсутствие; Рассеяние; Текст/Интертекст; Компиляция; /.../Анти-нарративность; /.../ Ирония; Неопределенность;
Для Арнольда Тойнби ( он заговорил о поЬтмодернизме — "Post-Modern" еще в 1947 году) и для Чарльза Олсона постмодернизм представлялся новым этапом в развитии западной культуры, начавшемся еще в 1875 году. Как пишет Ролан Барт в статье "Нулевая степень письма": "Примерно около 1850 года произошли и совпали три новых великих исторических события: демографический взрыв в Европе; переход от текстильной промышленности к металлургической индустрии, ознаменовавший развитие современного капитализма, и, наконец, последовавший за июньскими днями 1848 года раскол французского общества на три враждующих класса, иными словами — бесповоротное крушение всех либеральных иллюзий"26.
Трудно, если не невозможно определить сущность того, что называют Постмодернизмом. Во многом еще и потому, что сами постмодернисты одним из важнейших моментов своей философии полагают сомнение и сознательно не хотят приходить к однозначному ответу, к единой трактовке. Казалось бы, что в самой идее сомнения как одного из важнейших и первейших моментов философствования нет ничего нового. Ведь о Сомнении говорил Сократ. И Декарт в своем известном труде "Первоначала Философии" также предлагал начинать с сомнения. Первый его постулат гласит: "Человеку, исследующему истину, необходимо хоть
24 См. в ст.: Гитлин, Тодд. Жизнь в постмодернистском мире //Диалог-США №46.1991. С. 18.
25 Hassan, lhab. "The question of postmodernism" in Garvin. 1980. P. 123.
26 Барт P. Нулевая степень письма // Семиотика/ ред.Ю.Ю.Степанова .М, 1983.С.336.
15
один раз в жизни усомниться во всех вещах — насколько они возможны"27. Однако после этого, еще раньше, чем вывести из сомнения свою знаменитую формулу Ego cogito ergo sum, Декарт утверждает'
существование Бога. Не доказывает, а пишет как само собой разумеющееся:
28
"Мы знаем о существовании Бога, всемогущего, создавшего нас" Конечно, такая очевидность идеи Бога продиктована всеми социально-историческими условиями той эпохи. Не это важно. Важно, что Декарт, понимания сомнение как знание несовершенное, преодолевает его в первую очередь посредством идеи Бога. Той самой идеи, которой у
постмодернистов нет. Картезианство стало основой метафизики Нового времени, точно так же, как в области точных наук в основе миропонимания на протяжении длительного временного отрезка лежала ньютоновская физика. Как Эйнштейн взорвал классическую физику, так Ницше и Кьеркегор разрушили гармонию царства разумного. Была подорвана вера вообще в какой бы то ни было Абсолют. Лозунг Ницше "Бог мертв" можно поставить эпиграфом ко всему двадцатому веку. Утрата веры в Бога меняет все современное миропонимание. Философы, которых полагают
предтечами и выразителями постмодернизма: Хайдеггер, Бодрийар,
Деррида, Фуко и др. как правило даже не употребляют в своих статьях сам термин "постмодернизм". Просто пишут о современном, о новом восприятии мира, во многом разрывающим с искусством и мировосприятием прошлого. Хайдеггер, впервые попытавшийся вывести бытие "без оглядки на обоснование бытия из сущего", впервые заговоривший о Ничто, написал книгу "Европейский нигилизм". В центре его внимания оказываются Декарт и Ницше. Декарт — как начало Новой метафизики, Ницше — как ее завершение и переход к метафизики новейшей. Нигилизм — это и есть постепенная смерть христианства. Такой
27 Декарт, Рене. Первоначала философии И Декарт. Сочинения в 2-х т. М.:Мысль,1989.С.314.