Ви є тут

Ритмическая структура тофаларских народных песен

Автор: 
Скворцова Наталья Михайловна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2003
Кількість сторінок: 
301
Артикул:
133948
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................4
ГЛАВА I. Песенная традиция ыр: место в интонационной
культуре и жанровая характеристика.................28
1.1. Песенная традиция ыр в интонационной культуре тофаларов...............................................28
1.2. Особенности культурной семантики песен ыр................34
1.3. Основные черты организации песенной страты...............44
1.4. Общая характеристика ритмической структуры тофаларских песен.......................................54
ГЛАВА 1Г Поэтическая организация и принципы
изотемпорального выравнивания в песнях ыр..........66
2.1. Некоторые черты поэтики тофаларских песен................66
2.2. Иерархия уровней в архитектоническом членении песен 76
2.3. Типы строк и закономерности их сочетаемости..............87
2.4. Изотемпоральное выравнивание.............................98
ГЛАВА III. Стопная структура строки в тофаларских песнях ... 107
3.1. Проблема точного определения границ слоговых сегментов 107
3.2. Наблюдаемая регулярность микроритмических стоп..........117
3.3. Вероятностная модель распределения стоп
различных типов.........................................124
3.4. Культурно-историческая интерпретация
вероятностной модели.................................. 135
ГЛАВА IV. Ритмика внутрислоговых распевов...................139
4.1. Распевность как релевантное свойство ритмики песен
и проблема уточнения внутрислоговой сегментации ......139
4.2. Распределение распетых и нераспетых сегментов......... 146
4.3. Степень распетости сегментов.......................... 156
4.4. Временное деление распевов.............................171
4.5. Положение долгих и кратких компонентов в распеве.......178
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................187
ЛИТЕРАТУРА..................................................191
ПРИЛОЖЕНИЕ I. Сведения об исполнителях...............214
ПРИЛОЖЕНИЕ II. Нотировки и поэтические тексты
тофаларских народных песен...............216
3
предполагает включение не только звуковысотного, но также ритмического, артикуляционного и прочих аспектов. Интонационная культура входит в общую культуру этноса как ее часть и, таким образом, допускает интерпретацию с точки зрения культурной типологии. Являясь обобщенной знаковой системой [102], интонационная культура, как любая знаковая система вообще, имеет план содержания и план выражения. План содержания, в сущности, “совпадает с интериорной, выраженной лишь в общественном сознании частью культуры в целом” [81, с.214], к нему относятся, в частности, жанровая система и связанная с ней многообразная культурная семантика. Что касается плана выражения, или этномузы-кальной системы, то установлено, что он состоит из отдельных, противопоставленных друг другу грамматик, или страт.
Этномузыкальная система современной интонационной культуры (ИК) тофаларов (здесь и далее мы рассматриваем только традиционный пласт ИК) складывается из доминирующей песенной страты и соответствующей ей жанровой традиции ыр, которая занимает в культуре центральное положение, и из некоторых других страт, сохранившихся гораздо хуже и функционирующих на периферии. В числе последних - страты шаманского пения, похоронных причитаний и укачиваний. Причины периферийного, осколочного бытования этих страт и связанных с ними жанровых традиций различны (борьба с “религиозными пережитками”, укоренение советской обрядности, влияние русской бытовой музыки, сокращение численности этноса и многое другое), они отражают общие процессы изменения традиционных музыкальных культур аборигенов Сибири в результате их тесного взаимодействия с русской и советской культурой. Этнографические источники, опрос информантов показывают, что упомянутые страты, в особенности, шаманская ин-
29
тонационная сфера, ранее не обладали таким маргинальным статусом.
Таким образом, утверждение о центральном месте песенной традиции может считаться доказанным только для последних 30 лет (со времени специальных исследований А.К.Стоянова). Это свойство традиции определяется двумя основными моментами. С одной стороны, песни составляют основу традиционного репертуара исполнителей, т.е. преобладают количественно. С другой, - в условиях активных изменений ИК песенная сфера, по-видимому, начала выполнять разнообразные функции, ранее принадлежащие другим жанровым сферам. Традиция ыр полифункциоиальна, она охватывает не только лирику, но и некоторые стороны обрядовой и хозяйственной сфер.
Что касается причин, по которым песенная сфера стала доминировать в ИК тофаларов и приобрела некоторую универсальность (сходная картина наблюдается и в некоторых других культурах Сибири, например, в Южной Шории1), то здесь возможны следующие соображения. По нашему мнению, для успешного функционирования любого жанра требуется (помимо других важных условий) некий количественный минимум не только “мастеров”, т.е. людей, владеющих разнообразным “знанием” о жанре, но и вообще членов этнического сообщества. Последний уровень в каждой жанровой сфере различен. Например, для сохранения эпической традиции необходима гораздо большая численность этноса, чем для сохранения лирики, но владеющих информацией о лирическом жанре должно быть гораздо больше, чем профессионалов эпоса. Этим, видимо,
• По данным экспедиций Р.Б.Назаренко и Л.Н.Арбачаковой; “Сводный отчет по проекту 806 Федеральной целевой программы “Интеграция”, 1997-2000 гг. - Новосибирск, 2000.
за