Ви є тут

Фортепианно-исполнительское искусство и педагогика В.Х. Разумовской

Автор: 
Уралова Татьяна Михайловна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2010
Кількість сторінок: 
252
Артикул:
133714
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение..............................................................6
Релевантная часть исследования
Глава 1. Жизненный и творческий путь Разумовской
1.1. Основные вехи биографии
1.1.1. Происхождение...................................................15
1.1.2. Проявления неординарной музыкальной одарённости.................16
1.1.3. Обретение учителя и формирование характера......................17
1.1.4. Обучение, преподавание и концертная деятельность в Киеве........20
1.1.5. Учёба и профессиональная деятельность в Ленинграде..............22
1.1.6. Война, послевоенные и завершающие годы жизни....................25
1.1.7. Выводы..........................................................27
1.2. Исполнительское искусство Разумовской в оценках современников
1.2.1. Отзывы современников............................................28
1.2.2. Первый Всесоюзный конкурс - в творческой судьбе Разумовской 30
1.2.3. Особенности личности пианистки..................................33
1.2.4. Исполнительская деятельность последних лет......................35
1.2.5. Выводы..........................................................37
1.3. Педагогика Разумовской в откликах коллег
1.3.1. Отзывы коллег-современников.....................................37
1.3.2. Преемники Разумовской...........................................39
1.3.3. Ученики Разумовской о её творчестве.............................41
1.3.4. Выводы..........................................................43
1.4. Возрождение интереса к наследию Разумовской......................43
2
Аналитическая часть исследования
Глава 2. Анализ исполнительского наследия Разумовской
2.1. Обзор сохранившихся аудиозаписей...................................46
2.2. Произведения Ф. Шопена
2.2.1. Мазурка соч. 24 № 4 си-бемоль минор..............................48
2.2.2. Аппликату ра Разумовской в мазурках Шопена
2.2.2Л. мазурка соч. 17 № 1 си-бемоль мажор (№ 10)................58
2.22.2. мазурка соч. 41 № 1 до-диез минор (№ 26)..................59
22.2.3. мазурка соч. 59 № 2 ля-бемоль мажор (№ 37)................63
2.22.4. особенности аппликатуры Разумовской.......................63
2.2.3. Скерцо соч. 31 си-бемоль минор (№ 2).............................66
2.2.4. Блестящий вальс соч. 34 № 1 ля-бемоль мажор (№ 2)............72
2.2.5. Полонез соч. 44 фа-диез минор (№ 5)..............................75
2.2.6. Краткая оценка остальных сохранившихся записей...................81
2.2.7. Разумовская - шопенистка.........................................82
2.3. Л. Бетховен. Соната соч. 31 № 2 ре минор (№ 17)
2.3.1. первая часть.................................................... 84
2.3.2. вторая часть.....................................................90
2.3.3. третья часть.....................................................92
2.3.4. особенности трактовки............................................96
2.4. И. Брамс. Интермеццо соч. 117 № 3 до-диез минор....................97
2.5. Краткая характеристика исполнения в остальных записях..............98
2.6. Выводы............................................................100
Глава 3. Исследование педагогики Разумовской
3.1. Основы педагогического творчества Разумовской
3.1.1. Атмосфера занятий.............................
3
103
опере «Лёд и сталь». Выступала на концертах, иллюстрировавших лекции в Рабочем Университете и Л. Г. К. Иллюстрировала лекции профессора Ю. Н. Тюлина и X. С. Кушнарёва. Дала 5 концертов (К1ау1егаЬепсГов) в Киеве, 2 концерта в Москве и 4 концерта в Ленинграде. (2 концерта в Обществе друзей музыки, 1 концерт в Малом зале филармонии, 1 концерт в Малом зале консерватории)».58
Ещё в одном отчёте свой творческий период с 1925 по 1931 год Разумовская описывает так: «Дала ряд фортепианных вечеров, принимала участие в симфонических концертах (Киев) и в смешанных концертах Киевской филармонии. Концерты 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931г. Города Москва, Ленинград, Кострома, Иваново-Вознесенск, Киев, Харьков. Множество фортепианных концертов в симфонических концертах, выступление по радио и в смешанных концертах в рабочих клубах. Залы - Ленинградская филармония (Малый зал), Московская филармония, (Колонный зал и зал Дома Учёных)».59
Знаковыми, профессиональными вершинами для Разумовской- были её участия в конкурсах. В те годы они значили ещё больше в профессиональном утверждении, чем в настоящее время.
«Год 1932. Участие во II Международном конкурсе им: Шопена в Варшаве. Выступление вместе с другими членами советской делегации в зале Варшавской филармонии. Выступление в зале Академической капеллы, в зале Филармонии и в Консерватории. Фортепианные вечера».60
Надо отметить, что для участия в международном конкурсе нужно было пройти не менее сложный предварительный отбор внутри Советского Союза. Предполагалось, что участник представляет не только себя, но и государство, что государством и субсидировалось.
1933 год - Разумовская принимает участие в Первом Всесоюзном конкурсе. Становится лауреатом (вторая премия). В 1936 году Разумовская вы-
38 Разумовская В. Архив СПб. ГК. Отчёт. Ел. хр. А® 192. С. 267-268.
59 Разумовская В. Там же.
60 Разумовская В. Там же, С. 87-88.
24
двигалась на Международный конкурс пианистов в Вене, но её кандидатура была отклонена в связи с возрастным цензом.61
После 2-го Международного конкурса имени Ф. Шопена и Первого всесоюзного конкурса Разумовская много концертирует. Она работает в системе Государственных Академических Ансамблей (ГААНИС), сотрудничает с Московским радиокомитетом и Комитетом Гастрольбюро. Выступает с сольными концертами в Киеве, Одессе, Ростове, городах Донбасса, в Ташкенте, Ашхабаде, Баку, Сталинабаде, Саратове, Куйбышеве и других городах.62
Промежуток времени после окончания Ленинградской (Петербургской) консерватории и до начала Великой Отечественной войны (1931-1941) - расцвет концертной деятельности пианистки.
С 1933 по 1940 годы Разумовская работала в Ленинградской консерватории в должности доцента кафедры специального фортепиано, а с 1940 - в должности профессора. Разумовская стала профессором в 36 лет.
В этом же год у Разумовской рождается сын Владимир.
1.1.6. Война, послевоенные и завершающие годы жизни'
1941 - 45-е годы - эвакуация вместе с консерваторией в Ташкент. «Все, за редким исключением, были полуголодные...Сама Разумовская и её муж перенесли брюшной тиф. Своего ребёнка, которому тогда было два года, они,
ЛЯ
к счастью, уберегли». Её учитель, Л. В. Николаев, которому она во многом была обязана своим профессиональным утверждением, умер у неё на руках. «Она была последним человеком, ухаживающим за умирающим Л. В. Нико-
~ 64
лаевым, и закрыла ему глаза, когда он отошел в мир инои...».
Во время войны, в Бабьем яру под Киевом была расстреляна мать Разумовской.65 Несмотря на все трудности войны и эвакуации, Разумовская, с
61 Разумовская В. Отчет. Архив СПб ГК, ед. хр. № 192. С. 281.
6? Разумовская В. Там же. С. 88.
63 Кацнельсон А. Вспоминая мастера // Уроки Разумовской. М., 2007. С. 119.
64 Минскер Г. Вспоминая мастера. // Уроки Разумовской. М., 2007. С. 114.
65 Из письма сестры В. Разумовской Н. Гринблат (копия в личном архиве автора диссертации).
25