Ви є тут

Музыкальные инструменты в системе традиционной культуры нивхов

Автор: 
Мамчева Наталья Александровна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2010
Кількість сторінок: 
389
Артикул:
133040
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение..............................................................5
Глава 1. Общая характеристика и классификация
музыкальных инструментов....................................35
1.1. Идиофоны
1.1.1. Посохи...................................................36
1.1.2. Музыкальное бревно.......................................38
1.1.3. Доска....................................................55
1.1.4. Подвески-погремушки на одежде............................57
1.1.5. Подвески-погремушки над детской колыбелью................66
1.1.6. Пояс с погремушками......................................68
1.1.7. Погремушки-сосуды........................................73
1.1.8. Варганы..................................................77
1.2. Мембранофоны
1.2.1. Бубен с колотушкой.......................................89
1.3. Хордофоны
1.3.1. Однострунная смычковая пиколюгня.........................101
1.4. Аэрофоны
1.4.1. Вихревой аэрофон.........................................111
1.4.2. Пищалки..................................................113
1.4.3. Флейта из реброплодника..................................114
1.4.4. Флейта из кости..........................................114
1.4.5. Флейта из зонтичного растения............................116
1.4.6. Флейта из тальника.......................................117
1.4.7. Шалмей из тростника, камыша..............................118
1.5. Аутоинструменты.................................................120
1.5.1. Игра в ладоши............................................121
1.5.2. Напеваемые трубы.........................................122
2
Глава 2. Музыкальные инструменты в контексте ритуалов..............128
2.1. Звуковое оформление медвежьего праздника......................130
2.1.1. Включение инструментальных, хореографических, речевых
и вокальных форм в структуру обряда......................134
2.1.2. Обрядово-коммуникативные нашрыши-сигналы и танцы медвежьего праздника..........................................147
2.2. Звуковое оформление шаманского камлания.......................190
2.2.1. Включение инструментальных, вокальных и хореографических форм в структуру шаманского обряда............................192
2.2.2. Значение шаманских инструментов........................206
2.2.3. Обрядово-коммуникативные наигрыши-сигналы шаманского камлания......................................................212
2.3. Звуковое оформление похоронно-поминальных обрядов.............225
2.3.1. Вокальные и инструментальные формы в структуре похоронно-поминальной обрядности..............................225
2.3.2. Наигрыши-плачи.........................................234
Глава 3. Музыкальные инструменты в повседневной жизни и
художественной практике нивхов............................252
3.1. Фоноинструменты, выполняющие функцию оберега..................253
3.2. Звукотворчество, связанное с трудовой деятельностью...........261
3.2.1. Включение звуковых орудий и голосовых сигналов в трудовую деятельность нивхов, взаимодействие с миром живой природы 262
3.2.2. Звукоподражания........................................271
3.3. Инструменты художественной сферы
3.3.1. Место музыкальных инструментов в ситуациях досуга......293
3.3.2. Инструментальная музыка художественной направленности...296
Заключение.........................................................344
Литература....................................................... 356
3
на ритуальных предметах. Под словом мыйк подразумевается деревянная фигурка, в которую, по верованиям нивхов, вселяется какой-либо дух или души близнецов, иногда в неё переселяется дух болезни. Таким образом, личина на металлической подвеске связывается с антропоморфным изображением на нивхских ритуальных фигурах из дерева.
3. Форма некоторых подвесок ассоциировалась у нивхов с животными, что закономерно для мышления охотников. Э го отражается в названиях. Одна из круглых подвесок называется цапяхраравытъ (Приложение 2, № 151: 35-38). Название происходит от нивхских слов ца - «зверь, животное» и ня% - «глаз»: на ней отчётливо выделяются два глаза-круга, есть изображение рта и ушей. В своих основных чертах она близка ранее описанной подвеске.
Изображение антропоморфных и зооморфных личин встречается в нивхском спиральном орнаменте. К этой же категории относятся подвески, данные на илл. 151: 33-40 (Приложение 2, № 151). Кроме этого, некоторые подвески в перевернутом виде также напоминают зооморфные изображения (Приложение 2, № 151: 67, 68). Этот орнамент, скорее всего, является маской-личиной животного, но возможно, и духа-человека. Главная функция подобных личин и всего орнамента не художественная, а охранная - религиозно-магическая (Колосовский, 2003. С. 31). Это еще раз подтверждает мысль о защитной функции металлических подвесок.
4. Другая разновидность подвески имеет название цалилхпарават (Приложение 2, № 151: 41-43). В его основе нивхские слова цан - «собака», гшх - «десна, язык». Её отличительной особенностью является расположенный сверху (или снизу) язычок.
5. Одна из подвесок, имеющая округлую форму (Приложение 2, № 151: 56, 56а), обозначается мымривыть (Таксами, 1988. С. 196). Возможно, первая часть названия - мымры - переводится как «ящерица». Символическое изображение ящерицы широко распространено в нивхской культуре, особенно на ритуальных предметах. По своей форме подвеска напоминает её стилизованное изображение.
61
6. Некоторые подвески по форме напоминают летящих птиц с распахнутыми крыльями (Приложение 2, № 151: 64-78), что отражается в названии. Один вид подвесок называется чехчахпыйцыкрвападъ или пыйныциваладъ (Таксами, 1988. С. 196; НРС, 1970. С. 278)- «птичий хвост» (Приложение 2, № 151: 64, 65). В основе лежат несколько корней: ч те%- «подражание звуку при ударе одного металлического предмета о другой», пыйца - «птичий», цыки — «хвост», валадь — «подобный».
7. Другой вид подвесок имеет названия цакиагмырват, тя-тирцакивотиват, тъатър цаки — «хвост чайки» (тятир, тьатьр— «чайка») (Приложение 2, № 151: 66). Оба этих вида близки между собой по форме: имеют распахнутые «крылья» и раздвоенный «хвост». Обе подвески литые, но они отличаются в деталях. В первом случае крылья более чётко очерчены, а в центре имеется округлая выпуклость с небольшим углублением посередине. В другом случае обязательным признаком являются надрезы по всем краям. На подвеске имеются прочерченные полосы, образующие форму треугольника, а в верхней части - довольно глубокая «впадина». Помимо этого, подвеска довольно толстая - 2,5-3 мм.
8. Ряд подвесок имеет крестообразную форму (Приложение 2, №> 151: 73-78). Одни из них называются цайрухлатват, цацайгырпотиват, так как по-нивхски цайрух, цайгыр- «крылья». Сами нивхи подчеркивают, что эта подвеска похожа на птицу: она имеет два «крыла» по бокам и «хвост» внизу.
Другие аналогичные по форме подвески именуются ч !'хайфпотиват, чцайф, так как ч ’хайф - «морская звезда». Подвески такой крестообразной формы имеют многовековую историю. Аналогичные бронзовые подвески найдены в чжурчженьских захоронениях (Приамурье), относящихся к VIII— XIII векам (Колосовский, 2002).
9. Одна из подвесок (Приложение 2, № 151: 92) называется п ’хыйупесцват - «след выдры» (по-нивхски п 'хыцц, п ’хыйк - «выдра», тесц - «верхняя фаланга пальцев с внутренней стороны»). Подвеска имеет округ-
62