Ви є тут

Оценка природоохранной деятельности внебюджетных областных экологических фондов

Автор: 
Кузнецова Мария Анатольевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1998
Артикул:
1000302831
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ.............................................. 4
1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЙ......................................... 10
1.1. Деятельность экологических фондов России и международный опыт.......................... 10
1.2. Проблемы и перспективы деятельности экологических фондов в России......................
1.3. Цели и задачи создания и функционирования внебюджетных областных экологических фондов.......................................... 36
В ы в о д ы......................................... 40
Задачи исследований................................. 42
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ................................................ 44
2.1. Обоснование критериев эффективности деятельности эксфондов............................... 44
2.2. Общая характеристика деятельности внебюджетного экологического фонда................... 52
2.3. Дина.мика поступления средств в виде платы за природопользование.......................... 66
В ы в о д ы.......................................... 71
3
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРОГНОЗУ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФОНДОВ.......................................... 74
3.1. Анализ поступления средств на охрану окружающей среды, основанный на исследовании динамики временных рядов........................ 74
3.2. Прогнозные оценки основных показателей экономического развития Тульской области................................................... 81
3.3. Математическая модель для прогноза доходной части бюджета экологического фонда... 86
В ы в о д ы......................................... 98
4. ОПТИМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ НА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ФОНДАМИ................ 99
4.1. Теоретическое обоснование метода анализа иерархий........................................ 99
4.2. Иерархия рассматриваемой экологической системы........................................ 106
4.3. Количественные характеристики уровней иерархии экологической системы...................... 112
4.4. Применение метода анализа иерархий для расчета оценки экологического состояния элементов системы................................... 133
В ы в о д ы....................................... ] 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................... 143
ЛИТЕРАТУРА
146
15
•за выполнением). Также не разработаны критерии отнесения программ и мероприятий к разряду экологических, не выявлены принципы их формирования. Практика показывает, что выполнение многих региональных экологических программ происходит только за счет одного источника финансирования - территориальных экологических фондов.
Законодательством закреплено бюджетное финансирование таких направлений, как: разработка региональных и территориальных экологических программ; мероприятия по оздоровлению зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия; капитальные вложения на охрану окружающей среды, подлежащие первоочередному Финансированию; возмещение непредвиденных расходов, связанных с ликвидацией последствий аварий и катастроф; мероприятия по воспроизводству природных ресурсов, по защите и охране лесов, по улучшению плодородия земель; строительство природоохранных сооружений. Внебюджетные экологические фонды на всех уровнях финансирования также расходуют свои средства на оздоровление окружающей среды; проведение мер и программ по охране природной среды; воспроизведение природных ресурсов; научные исследования; внедрение экологически чистых технологий; строительство очистных сооружений; выплаты компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда и другие цели, связанные с охраной природной среды.
Материал, основанный на исследованиях Датских консультантов по системам ЭФ в Польше и Венгрии, который представляет собой составную часть работы по проекту «Укрепление системы ЭФ в России», поддержи-
16
ваемого Датским Фондом финансирования охраны окружающей среды в Центральной и Восточной Европе, позволяет выполнить эффективный анализ текущего положения в системе экологических фондов {ЭФ} России [125]. При этом в центре внимания этого анализа, на мой взгляд, должны находится недостатки функционирования существующей системы ЭФ. Однако, указанные недостатки все же не отрицают того факта, что система ЭФ в России является уникальным механизмом смягчения проблемы дефицита природоохранных инвестиций в России. Так, система ЭФ действительно способствует реализации приоритетных природоохранных инвестиций, которые в противном случае не могли бы быть реализованы в кратко- и среднесрочной перспективе. Большинство приоритетных проектов и направлений природоохранной деятельности были определены ЭФ.
В настоящее время в качестве наиболее важных критериев эффективности функционирования системы ЭФ как отлаженного механизма в условиях экономики переходного периода являются следующие показатели:
* количество денежных средств, полученных в качестве платежей за воздействие на окружающую среду и использование природных ресурсов (табл.1.1);
Таблица 1.1.
Объем средств, поступивших в экологические фонды за 1991-1995гг. (в ценах соответствующих лет)
Годы 1991 1992 1993 1994 1995
млрд. руб. 0,98 8,32 87,6 403,1 921,5