Ви є тут

: Нац. традиции

Автор: 
не задано
Тип роботи: 
не задано
Рік: 
1995
Артикул:
556571
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ.....................................................4
ГЛАВА 1 ЭВОЛЮЦИЯ АРХИТЕКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНОГО ЖИЛИЩА НА ТЕРРИТОРИИ ИОРДАНИИ................;..............11
1.1. Кочевые жилища.........................................11
1.2. Стационарные жилища:
1.2.1. Жилые дома доисламского периода..................20
1.2.2. Традиции отечественного зодчества, формиро
вавшиеся в 7-19 веках н.э.. их преемственность в современном домостроении: характеристика объемно-
планировочных решений, определяемых функциональным предназначением помещений, их иерархией, взаимосвя-зью с региональными, социальными и природно-климатическими условиями, а также с влиянием исламской
теологии................................................. 23
1.2.3. Характеристика традиционных и некоторых со-
временных строительных и отделочных материалов, используемых в Иордании: роль традиционного декоративного озеленения в гармонизации интерьера с
внешней средой.............................................43
ГЛАВА 2 ПРЕДМЕТНЫЙ МИР ИНТЕРЬЕРА НАРОДНОГО ЖИЛИЩА ИОРДАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭПОХ И ПЕРИОДА СОВРЕМЕННОСТИ..............................................49
2.1. Мебель и оборудование.................................49
2.2. Ковровые и тканные изделия........................54
2.3. Керамика. изделия из стекла, дерева и металла. ..57
- з -
ГЛАВА З ЗАКОНОМЕРНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОМПОЗИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ИНТЕРЬЕРА НАРОДНОГО ЖИЛИЩА ИОРДАНИИ.................................................65
3.1. Основные принципы, используемые при организа ции внутреннего убранства отдельных помещений в традиционном народном жилище.............................65
3.2. Характеристика традиционной иорданской орнаментики, ее роль в организации художественного единства интерьера народного жилища и
придания ему национальной узнаваемости..................70
3.3 Приемы гармонизации традиционных и современных составляющих интерьера в народном иорданском
жилище, используемые в наши дни.........................82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................89
В Ы В ОДЫ...............................................100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................104
- 14 -
Ярусность определяется количеством центральных шестов, располагающихся в середине шатра и являющихся на 20-40 см выше каркасных шестов, располагающихся на равном расстоянии по периметру. Помимо двухярусных шатров, встречаются также одноярусные (китба), трехярусные (мтулат), четырехярусные (мрубаа) и пятиярусные (мхумас), у которых количество центральных шестов составляет соответственно 1,3,4,5, а длина колеблется от 9 метров у китба до 21 метра у мхумас.
Конструкция шатра допускает различные трансформации. Так при перемене ветра его лицевая сторона закрывается за счет перевешивания руага с тыльной стороны. В жаркую погоду для обеспечения сквозного проветривания тыльная завеса приподнимается или вообще снимается. Для защиты от солнечного зноя внутри между шестами вывешиваются дополнительные тканные завесы. В холодную зиму лицевой фронт закрывают свободными концами гата и руага, которые имеют достаточную для этой цели длину.
Шатровые поперечные перегородки имеют нарядный вид. Сшиваются они из 4 полос ткани: первая сверху черная, вторая бе-
лая, третья - наполовину черная, наполовину белая с орнаментальным рисунком по бордюру. Четвертая нижняя полоса сшита из двух частей - белой и грубой коричневой или черной и закапываются в грунт как и нижний пояс тыльной завесы.
Все полосы, за исключением наиболее нижней, расшиты геометрическим орнаментом, который вариирует у разных племен. Общая высота перегородки, как высота самого шатра, достигает 1,8-2 метров. Конец гата, особенно тщательно и богато орнаментированный, выступает из шатра и набрасывается на веревку-растяжку. что украшает экстерьер жилища.
- 15 -
Принятие Ислама отразилось на внутренней планировке кочевого жилища. До 7 века н.э. все обитатели жили в едином помещении, в дальнейшем произошло его разделение на рабаа и мухаррам. Разделение на мужскую и женскую половины в кочевом шатре всегда было выражено более строго и четко, чем в стационарных жилищах как прошлого времени, так и тем более современных. Мужская половина располагается в восточной части шатра, женская - западной. Кухня располагается в восточной части шатра, отделяясь от мужской половины навесной перегородкой (таб. 2).
Мужская часть шатра является наиболее объемной и привлекательной частью всего жилища. Именно в ней принимаются гости. В центральной ее части устанавливаются три камня в форме равностороннего треугольника, между которыми разводится огонь для поддержания тепла в зимнее время, а также для приготовления чая или кофе для гостей. Пол устлан коврами неяркой расцветки, выдержанной преимущественно в серых, черных и белых тонах с ромбическим или треугольным геометрическим орнаментом. Хозяин и гости отдыхают на козьих шкурах, наброшенных поверх матрасов. Рядом с перегородкой, отделяющей рабаа от мухаррам, ставится седло хозяина, на которое гостю удобно опереться.
В женской половине находится спальня. Если кухня не отделена от нее специальной навесной перегородкой, что часто встречается в небольших по размеру шатрах, то она так же совмещена с женской половиной. Пол, как и в мужской половине, покрыт коврами. Рядом с ложем хозяйки располагается за-гуха - люлька для ребенка, которая обычно имеет полуцилинд-рическую Форму, длиной от 70 до 100 см и шириной в 50 см.