2
СОДЕРЖАНИЕ.
Стр.
Введение.............................................................3
Глава 1. Проектное мышление как часть творческой деятельности архитектора.
1.1 .Проектное мышление в творческой деятельности архитектора.........................................................11
1.2.Сфера деятельности творческой составляющей проектного
мышления............................................................22
1.3.Теоретическая модель развития творческого проектного
мышления............................................................34
Глава 2. Моделирование процесса обучения.
2.1 .Моделирование творческого процесса.............................48
2.2.Теоретико-прикладная модель обучения творческому проектному
мышлению.......................................................... 57
2.3.Анализ современных педагогических систем обучения творческому
проектному мышлению в архитектурном образовании.....................71
Глава 3. Экспериментальная технология развития творческого проектного мышления на начальном этапе архитектурного образования.
3.1 .Особенности организации процесса обучения......................85
3.2.0сновные закономерности педагогической технологии...............97
З.З.Общая схема методического курса................................109
Заключение.........................................................125
Библиография.......................................................130
Приложения.........................................................144
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время исследование некоторых возможностей управления творческим мышлением является достаточно значимой и весомой среди современных проблем, касающихся человека, его сущности, социально-духовного и культурного аспектов его развития. Актуальность настоящего исследования основывается на практически полном отсутствии научной информации в архитектурных кругах, касающейся этой общей проблемы. Исходя из этого, проявляется теоретическое значение данной проблемы исследования для всего высшего архитектурного образования. Оно складывается из адаптации многоаспектной современной научной информации по проблеме творчества к процессу архитектурного проектирования, касающейся принципов обучения творческому проектному мышлению. Кроме того, — тем что проблема исследования, связанная именно с творческой стороной проектирования, находит своё решение в создании практического инструментария путём выделения процесса творческого проектного мышления в самостоятельную единицу изучения и обучения.
Состояние разработанности вопроса в литературе. Тема творчества давно вышла за рамки искусства. В настоящее время существует большой объём научной литературы посвящённой этому вопросу. К нему обращаются исследователи из разных областей. Современный психологический подход в развитии творческой стороны мышления раскрывается в работах Дж. Айяна, Э. де Боно, Т. Вуджека, А. Б. Ваганди, В. Венгера и Р. Поу, Дж. И. Ниренберга, Р. ван Оих и т.д. Изучению особенностей творческого мышления посвящены труды психологов, занимающихся вопросами эвристики: В.Н. Пушкина, Г.С. Альтшулллера, Г. Буша, Ю.Н. Кулюткина, А.М. Столярова, О.Н. Тихомирова, Л.Н. Ланда и многих других, а также —философов: А. Бергсона, Н. Бердяева, Ф. Кликса, И. Канта, Т.О. Бажутиной и т.д. Взаимосвязь и взаимовлияние творческой деятельности и мышления раскрывается в работах таких
17
функция позволяет легко перестраивать шаблоны и создавать новые[45,46]. Уровень же, когда возможно одновременное проявление продуктивной и репродуктивной функции (в их необходимом синтезе) творческого проектного мышления, и управление ею, возникает на фоне формирования профессиональной культурной компоненты, оснащённой умениями и навыками не только просто творчески, но и творчески профессионально мыслить, которые вырабатываются в процессе интеграции обучения, самообучения и жизнедеятельности индивида. ”С помощью культурных средств субъект получает доступ не только к процессуальному и операциональному, но и к более глубоким слоям своего интеллекта”[180;с.111-112]. Кроме того, для возникновения управляемой и направленной продуктивности необходимо наличие умения эвристически мыслить и делать переносы по аналогии из области известного в область неизвестного [17,18,139,159]. Умение — это ’’способность, делать что-либо, приобретённая знанием, опытом”[124;с.679]. Значит, это касается сферы репродуктивной. Всё выше перечисленное, по нашему мнению, еще раз подчеркивает степень взаимодействия этих двух сфер, где репродуктивная является базой для раскрытия и развития продуктивной путём комбинации, пересмотра или отказа от прежнего опыта (стереотипов образов и действий). Без неё не возможно существование ироду ктивной. Творческая деятельность есть их совокупный синтез.
Теперь необходимо разобраться в психологической структуре творческого проектного мышления, основанного на взаимодействии репродуктивной и продуктивной сфер и смоделировать эту структуру.
Разработанная Я. А. Пономарёвым, структурно-уровневая модель центрального звена психологического механизма творческого акта поможет нам понять механизмы, свойственные творческому проектному мышлению [69].
18
Схематически можно изобразить центральное звено психологического интеллекта в виде проникающих одна в другую сфер - ТРИ структурных уровня:
интуитивный - дискурсивный*
логический(1лл.Х). Где нижний предел — интуитивное мышление (ниже простирается интуитивное мышление животных). Верхний
акта (по Я. А Пономарёву).
— логическое мышление человека (выше располагается строго логическое мышление ЭВМ). Так вот, уровень дискурсивного мышления — это и есть центральное звено психологического механизма творческого акта. Оно включает интуитивные и логические действия интеллекта. “Критерием творческого акта по Я.А. Пономарёву, является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на структурном высшем уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на нижних структурных уровнях. Они включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания. Тем самым творческий продукт предполагает включение интуиции (роль бессознательного) и не может быть получен на основе логического вывода” [69;с. 100-101]. Сопоставление исследований психологического механизма интеллекта с анализом хода решения творческих задач показало, что при сформированной способносги общий принцип развития (поэтапность, уровневость) интеллекта не меняется, происходит преобразование внутри и между уровнями и этапами, их усложнение (это и есть сущность функционирования системы), а сам принцип переносится на решение творческих задач. Согласно этому подходу центральное звено психологического механизма творческого акта характеризуется взаимодействием логического (действия со знаково-
- Київ+380960830922